Оптимизация процесса социализации детей и молодежи с особыми потребностями
Начиная с 70-80 гг. в странах Западной Европы (Италии, Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Швеции) возникла острая необходимость в реформировании образования. Это позволило детям с особыми потребностями получать образование не только в специальных общеобразовательных заведениях, но и учиться рядом со здоровыми сверстниками. Внедрение инклюзивного обучения позволило устранить барьер между специальной и общеобразовательной системой обучения и интегрироваться детям с особыми потребностями в среду здоровых сверстников, в которой созданы все условия для обучения этого ребенка:
- налажены доброжелательные отношения со сверстниками;
- к ребенку прикреплен дефектолог, который вместе с учителем разрабатывает и внедряет учебную программу;
- ребенок посещает кружки и принимает непосредственное участие во внеклассной работе.
Процесс адаптации детей с нарушениями слуха в специальное учебное заведение требует определенных усилий со стороны не только самого ребенка, но и со стороны школьного психолога, учителей и детей заведения. Незнание языка жестов, слабое владение программным материалом и низкая самооценка создают определенный барьер между ребенком, учителями и учениками заведения, для преодоления которых требуется время и усилия, как со стороны учителей и сверстников, так и со стороны самого ребенка. Период адаптации у каждого ребенка проходит по-разному, но в пользу ребенка. Уже в первые три месяца пребывания ребенка в заведении можно отметить определенные положительные сдвиги:
- ребенок становится более спокойным и уверенным в собственных силах, что помогает наверстать учебный материал, который по тем или иным причинам был не усвоен или мало усвоен ребенком;
- с помощью языка жестов, который он осваивал, постепенно налаживаются связи с другими детьми, появляются общие интересы.
Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования
Согласно медицинской статистической отчетности детская инвалидность, даже на фоне уменьшения рождаемости, имеет тенденцию к росту. Потеря слуха, глухота, является физическим недостатком, который вызывает ряд медицинских, образовательных и социальных вопросов, решение которых требует значительных затрат и профессионального подхода со стороны государственных и других организаций, занимающихся этой проблемой.
Глухота не ведет к снижению интеллекта, он сохранен, но раскрыть его возможности, задействовать его можно только при создании для таких групп детей специальных, особых условий развития (жизни, быта, образования). Это можно сделать в раннем возрасте дома, если научить родителей специальным методам воспитания, либо в специализированном учебном заведении.
Задача инклюзивного образования - это достижение полной образовательной интеграции.
Необходимо, чтобы семья, родители максимально вовлекались в процесс реабилитации как полноправные и нужные участники. Во-первых, они являются заинтересованной стороной в результатах обучения и могут способствовать успеху в различных формах. Во-вторых, постоянный контакт с семьей обеспечивает лучшую социализацию в семье и обществе. В то же время, объективно, качественные результаты обучения и воспитания легче обеспечить, когда дети с одинаковым дефектом учатся вместе, с ними занимаются квалифицированные специалисты.
Хорошим примером внедрения инклюзивного образования являются Италия, Австрия, Бельгия, Голландия, Швеция, Германия, Польша.
Общеобразовательные учебные заведения сегодня не готовы к приему детей с нарушением слуха. Надо обустроить школы специальной аппаратурой, обеспечить их учебно-методической литературой, соответствующими кадрами.
Инклюзивное и интегрированное обучение не может обеспечить глухому ребенку прочную языковую базу без участия квалифицированных специалистов и без общения на биологическом (жестовом) языке. Напрашивается вывод - действительно при таком обучении невозможно обеспечить качественное образование.
Инклюзия не имеет единого четкого определения в отношении детей с нарушением слуха и это понятие на сегодняшний день еще не выработано. Во многих странах происходит достаточно сбалансированный и противоречивый подход в сфере инклюзивного обучения детей с нарушением слуха.
Полная инклюзия для детей с нарушением слуха – это:
- полностью организованное обучение жестовому, устному и письменному языку соответствующими квалифицированными специалистами;
- переоборудование массовых школ с точки зрения слухового режима, звукоизоляции;
- индивидуальное слухопротезирование, FM-системы, звукоусиливающая аппаратура парного и общего пользования;
- использование мультимедийных средств.
Все это позволит ребенку развить свой учебный, социальный и эмоциональный потенциал.
Следует четко осознать, что глухие дети имеют равные права в получении образования и доступа к информации, что делает глухого ребенка особенным и позволяет легко адаптироваться в среду слышащих людей.
В последнее время значительное количество детей, которые должны учиться в специализированном учреждении, посещает «обычную» школу. Как правило, такие «домашние» дети не все пользуются слуховыми аппаратами, не получают надлежащую помощь от логопедов, сурдопедагогов, учителя не обращают на этих детей внимания, относя их к разряду «безнадежных».
Родители решают за них, это - выбор дошкольного и школьного образовательного учреждения, делают кохлеарную имплантацию с надеждой на возможное частичное восстановление слуха, вешают за ухо слуховой аппарат, или даже могут отказаться от ребенка.
Здоровые сверстники часто смеются над своими глухими одноклассниками, а учителя уделяют им или чрезмерное внимание, или же вообще считают несостоятельными к нормальному обучению на общем уровне, относя глухих и слабослышащих ребят к категории «педагогически заброшенных». И боясь того, что над дочерью или сыном с проблемами слуха во дворе будут смеяться соседские подростки, большинство родителей держат своих детей дома «под замком», или просто по возможности не забирают их из специализированного учебного заведения на выходные. Это порождает огромный информационный и эмоциональный вакуум у «заложников», что негативно отражается на их дальнейшей социализации.
На достижение воспитательного идеала должна быть направлена вся система воспитательной работы. Необходимо стремиться, чтобы воспитательный процесс был комплексным, конструктивным.
Важнейшим условием целенаправленного развития старшеклассников является создание гуманистической воспитательной системы, целью, субъектом и результатом которой является личность ребенка. Такая система - результат совместных усилий педагогов, учащихся и их родителей.
Самая главная педагогическая задача - сделать учеников своими соратниками, союзниками.
Педагогический коллектив должен стремиться, чтобы школа стала любимым местом для учеников, где они могли бы не только учиться, но и жить полноценной духовной и социальной жизнью.
Заведение должно внедрять современные инновационные сурдопедагогические технологии, интерактивный и личностно-ориентированный методы, работать дифференцированно, индивидуально по адаптированным программам, искать нестандартные подходы, способы, приемы, методы решения проблем.
Зная психофизические особенности каждого ученика, психолог школы предоставляет определенную помощь. Благодаря своевременному «раннему вмешательству» и овладению речью на ранних стадиях развития, и пониманию речи окружающих при помощи слуховых аппаратов возможна адаптация детей с нарушением слуха в среду здоровых сверстников. Если грамотно подойти к этому вопросу без вредной риторики, опираясь на международный опыт, изучая и адаптируя для нашей страны, тогда успех возможен.
Содействие социальному взаимодействию и дружбе студентов с особыми потребностями и их однокурсников во время учебно-воспитательного процесса
Студенты с особыми потребностями в обычной среде института, бесспорно, требуют внимания, заботы со стороны окружающих, однако стоит учитывать, что чрезмерная забота может быть губительной. В семьях, где есть бабушки и дедушки, которые непосредственно занимаются воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, часто царит культ, который приводит к устранению любых трудностей на пути такого ребенка, в частности бытовых. Ребенка ограничивают в выполнении социальных функций, тем самым формируют у него потребительские установки, уменьшают возможности личностного и познавательного развития.
В учебных группах педагоги должны создавать демократическую атмосферу и всячески способствовать формированию дружеских коллективов. Все студенты, независимо от состояния их здоровья, пола, расы, происхождения и других факторов, должны иметь одинаковые права и возможности. Несмотря на это, важно сосредоточить внимание на обеспечении равных возможностей всем студентам в аудитории. Также необходимо, чтобы все они чувствовали себя полноправными и ценными членами коллектива. Это чувство принадлежности является чрезвычайно важным.
Каждый человек на протяжении своей жизни налаживает самые социальные отношения, поскольку они являются неотъемлемой составляющей нашего бытия. Большинство детей налаживает дружеские отношения со сверстниками естественным путем. Однако, некоторым детям, в частности, с особыми потребностями, приходится в этом помогать (путем создания соответствующих возможностей). Студенты легче вступают в нормальные социальные и дружеские отношения в среде, где такие отношения ценятся и поощряются. Это означает, что педагоги постоянно должны создавать ситуации для развития позитивных социальных отношений студентов. Благодаря контактам с друзьями студенты развиваются эмоционально и социально, они учатся жить в согласии с людьми, у них формируется самоуважение. Дружба дает детям чувство принадлежности, а также пробуждает палитру положительных эмоций.
Способствовать налаживанию дружеских отношений детей необходимо естественным путем. Нельзя пытаться заставить детей дружить, поскольку такие отношения должны развиваться естественно. Нельзя уделять этому вопросу чрезмерное внимание и нельзя слишком настаивать на необходимости взаимодействия детей с психофизическими нарушениями и студентов с типичным развитием.
Преподаватель должен поощрять детей к сотрудничеству и взаимному обмену услугами. Студенты должны понимать, что у всех людей есть определенные таланты, что все могут быть полезны друг другу. Нужно учить их обмениваться услугами. Это должен быть взаимный, а не односторонний процесс.
Студенты с особыми потребностями, прежде всего, являются детьми. Единственные «ярлыки», которые им нужны - это их имена. Педагоги не должны говорить о студентах, используя медицинские термины, которыми пользуются медицинские работники. Ярлык инвалидности - не более чем медицинский диагноз.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)