Особенности волонтерской деятельности детей с особыми потребностями
В современных условиях волонтерское движение является одним из действенных средств реализации государственных программ социальной работы с населением. Несмотря на то, что сегодня быстрыми темпами растет количество детей с особыми потребностями, необходимо менять и совершенствовать подходы к понятию «волонтерства». В частности, привлекать детей с особыми потребностями к данному виду деятельности, ведь в современном понимании волонтер - это сознательный гражданин, который активно участвует в жизни сообщества.
Волонтерство позволит сделать упор, в первую очередь, на развитие сильных качеств и талантов детей, а не на их физические или умственные проблемы. Взаимодействие с другими детьми будет способствовать когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети-волонтеры будут демонстрировать соответствующие модели поведения, и мотивироваться к целенаправленному использованию новых знаний и умений. Волонтерская деятельность будет способствовать налаживанию между детьми дружеских отношений, благодаря чему дети будут учиться естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, быть более чуткими и готовыми к помощи.
Волонтерская деятельность предусматривает следующие этапы работы:
- Этап предварительной подготовки - на котором будут формироваться общие понятия о сущности волонтерской деятельности, ее основные виды и формы, содержание, особенности, будут усваиваться необходимые знания относительно общения, диагностики их проблем и оказания того вида помощи, в котором они нуждаются. Кроме того, волонтеры знакомятся с правилами поведения, приобретают необходимые знания, умения и навыки;
- Углубление знаний и формирования умений, навыков, которые необходимы для самореализации в процессе волонтерской деятельности.
- поупражняться в умениях и закреплении навыков на этом этапе есть тренинги и метод ролевой игры - закрепление и совершенствование умений в различных условиях и трансформации их в навыки (практическая волонтерская деятельность). Именно в процессе волонтерской работы раскрывается внутренний субъективный мир человека, его индивидуальность, проявляются духовные и нравственные качества индивида. Кроме этого, волонтерская работа выполняет функцию социального воспитания - укрепления в обществе, в молодой среде фундаментальных ценностей, таких, как: добро, милосердие, сострадание, гражданственность, свобода выбора, справедливость, солидарность, взаимопомощь.
Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью с особыми потребностями в реабилитационных учреждениях управления труда, социальной защиты населения и охраны здоровья
У детей и молодежи с особыми потребностями, в отличие от здоровых сверстников, другие возможности биологического, психического, общественного и духовного развития. Вместе с тем, дети и молодежь с недостатками физического и интеллектуального развития должны иметь условия для развития своих способностей, как и здоровые сверстники. Конечно, это непростая, многоаспектная проблема, требующая для своего решения специфических средств и методов комплексной реабилитации. С целью решения этих проблем создаются центры социальной реабилитации детей-инвалидов, в которых обеспечивают дневной уход, социально-бытовую реабилитацию, консультации и психологическую поддержку семей.
Основная задача данных учреждений - создать условия для формирования социально-адаптированной и социально-продуктивной личности, помочь найти свое место в жизни.
С целью повышения качества реабилитационных услуг в центрах создаются надлежащие условия для привлечения инвалидов в коллектив, где есть возможность избавиться от одиночества, преодолеть психологический барьер замкнутости, получить навыки социального поведения, общения и самообслуживания.
В работе с детьми-инвалидами специалисты центров используют практические и наглядные методы обучения. Во время обучения используются элементы различных обучающих и развивающих методик.
Помещения центров оснащены современным лечебно-оздоровительным, игровым оборудованием и средствами реабилитации. В группах дневного пребывания дети-инвалиды проходят курс реабилитации и социальной адаптации.
Важное место в работе центров предоставляется психологической коррекции. Основная цель работы - психологическое диагностирование детей и коррекция отклонений в их психическом развитии.
Одной из форм работы, направленной на формирование у детей бытовых умений и навыков, является обучение приготовлению пищи. Обучение трудовым навыкам самообслуживания проводится в специально оборудованных комнатах социально-бытовой ориентации, Которые в достаточном количестве обеспечены бытовым оборудованием.
Основные задачи физического воспитания детей-инвалидов состоят в том, чтоб развивать крупную и мелкую моторику, корректировать физическое развитие. Физическое воспитание осуществляется при проведении режимных процессов, утренней гимнастики, на прогулке, специальных занятиях по оздоровительной физкультуре. Развитие двигательной активности детей продолжается и на музыкальных занятиях.
Итог же всей коррекционно-воспитательной работы - детские праздники.
Специалистами центров проводятся обследования материально-бытовых условий семей, в которых воспитываются дети-инвалиды и мониторинг в лицах, нуждающихся в социально-педагогическом патронате с целью охвата социальными услугами большего числа детей-инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)