Договорное регулирование протезирования органов и конечностей человека
В отношениях по протезированию выделяются две группы отношений, которые необходимо четко различать. Первая группа отношений, это отношения по протезированию, которые принадлежат исключительно к сфере публично-правового регулирования. Эта группа характеризуется рядом присущих только ей признаков.
Вторая группа отношений касается всех других категорий лиц, которые нуждаются в протезировании и не входят в число тех, обеспечение протезированием которых берет на себя государство. Эта группа отношений должна регулироваться нормами договорного права, то есть непосредственно средствами гражданского права. Зато именно эта группа отношений является неурегулированной нормами позитивного права.
Первым нормативно-правовым актом по вопросам обеспечения протезно-ортопедическими изделиями стал Приказ Министерства социальной защиты населения «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями».
Среди особенностей этого акта следует назвать его «узкую специализацию», которая проявляется на двух уровнях. Во-первых, действие этого нормативно-правового акта направлялась только на четко определенный круг лиц (отдельные категории населения, которым государство бесплатно за счет средств, предусмотренных в бюджете на социальную защиту, оказывало протезирование). Лица, которые не принадлежали к перечисленным категориям, могли приобрести протезно-ортопедические изделия за наличные. Именно эта норма такова, что регулировала отношения по протезированию частноправового характера. Во-вторых, своим регулированием этот нормативно-правовой акт охватывал только отношения, связанные с ортопедическими проблемами. Что касается других отношений, в этом нормативно-правовом акте отмечалось, что протезирование зубов, глаз и т.д. осуществляется специализированными учреждениями здравоохранения.
Второй особенностью этого нормативно-правового акта стало «смешивание» в нем двух групп норм - тех, которые должны были регулировать изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, и тех, которые касались вопросов оказания медицинской услуги, связанной с установлением изготовленных протезных изделий.
Поскольку указанный акт охватывался сферой действия права социальной защиты, то в нем достаточно незначительное внимание в регулировании договорных отношений отводилось лицам, которые нуждались в протезировании, как одной из сторон этого договора. В Инструкции речь шла об обеспечении населения протезно-ортопедическими изделиями органами социальной защиты населения, и заключении соответствующих договоров с предприятиями, которые эти изделия изготавливали.
Существенным недостатком договорной конструкции, которая предлагалась в Инструкции, были его (договора) построение и незначительный объем. Типовой договор был построен по неинформативной модели, то есть его положения были воспроизведены со сквозной нумерацией структурных элементов без текстового обозначения названий его смысловых частей.
Необходимость разработки типового договора оговаривается презумпцией здоровья как высшей ценности государства и необходимости защиты прав заказчика в договорах, связанных с протезированием органов и конечностей человека. Ведь на сегодняшний день отсутствует как нормативное регулирование договорных отношений, так и механизм защиты прав заказчиков протезных изделий (пациентов, которым предоставляются необходимые в связи с протезированием медицинские услуги).
Можно констатировать определенный разлад в дефинитивной части законодательства, когда равнозначные понятия обозначаются разными терминами, довольно часто похожими в написании и звучании. Такое положение вещей нельзя признать удовлетворительным. Необходимо рассмотреть вопросы по выработке единого подхода к наименованию соответствующей стороны договора на производство протезных изделий.
Примерный договор был построен по информативной модели, а содержание его структурных элементов весьма существенно отличалось от содержания предыдущих типовых договоров. В частности, можно заметить более детальное регулирование почти всех положений, выделены и соответствующие разделы примерного договора. В частности, появилась возможность осуществления заказчиком предоплаты, расширен перечень прав и обязанностей сторон, появились «новые» разделы договора (обстоятельства непреодолимой силы, условия прекращения действия договора). Зато, как и раньше, нет предложения, которое бы касалось возможности защиты прав «непосредственного заказчика», нет никаких гарантий непосредственно для него. Все положения рассчитаны на отношения заказчика и исполнителя по изготовлению и оплате за изготовление.
Фонд социальной защиты инвалидов в порядке, установленном законодательством по вопросам закупки товаров за государственные средства, определял предприятия, которые должны были выполнять государственный заказ, заключал с ними договоры об изготовлении и поставке технических средств реабилитации согласно примерным договорам. При этом учитывались определенные объемы государственного заказа на технические средства реабилитации, которые выдавались бесплатно инвалидам, пенсионерам и другим лицам, имеющим право на такое обеспечение в соответствии с действующим законодательством, и объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели,
Также предполагалось, что инвалиды, пенсионеры и другие лица, которые подлежали обеспечению средствами технической реабилитации за счет средств государственного бюджета, по желанию могли заказать нужные средства технической реабилитации на предприятиях всех форм собственности, с которым Фондом социальной защиты инвалидов был заключен соответствующий договор на текущий год. То есть перечень таких предприятий был ограничен.
Нормативно-правовые акты, которые пришли на смену проанализированной Инструкции, уже не предлагали ни типичного, ни даже примерного договора.
Кабинетом министров было принято Постановление, особенность которого заключается в том, что в нем уже более подробно речь идет не только о протезно-ортопедических изделиях, но и о других видах протезирования, не связанного с ортопедическим (слуха, зрения и т.д.). Протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия) в этом Порядке были отнесены к техническим и другим средствам реабилитации.
В постановлении закреплялось, что технические и другие средства реабилитации для бесплатного обеспечения инвалидов и других лиц за счет средств государственного бюджета производятся, поставляются и ремонтируются субъектами хозяйственной деятельности, их обособленными структурными подразделениями, уставные положения которых предусматривают изготовление, поставку и ремонт указанных средств.
Постановлением был утвержден перечень технических и других средств реабилитации, которыми обеспечиваются отдельные категории населения. Это, в частности: кожаные протезы, лечебно-тренировочные протезы, протезы для купания.
Следующим стало Постановление Кабинета министров «Об утверждении Порядка обеспечения техническими и другими средствами реабилитации инвалидов, детей-инвалидов и других отдельных категорий населения, перечня таких средств». Согласно Постановлению технические и другие средства реабилитации, предназначенные для бесплатного обеспечения инвалидов, детей-инвалидов, других лиц за счет средств государственного бюджета, изготавливаются, поставляются и ремонтируются предприятиями, которые соответствуют квалификационным требованиям, установленным Министерством социальной политики. Перечень предприятий определяется указанным Министерством, а также отмечается о сертификации технических и других средств реабилитации, которая должна проводиться в установленном Министерством социальной политики порядке.
Медицинские показания к обеспечению техническими и другими средствами реабилитации определяют медико-социальная экспертная комиссия и врачебно-консультационная комиссия в зависимости от субъекта протезирования или клиники протезирования с оформлением соответствующего заключения.
Министерство утверждает Типовые положения о сервисных центрах, пунктах проката технических и других средств реабилитации. Такое «Типовое положение о сервисном центре относительно обеспечения инвалидов техническими и другими средствами реабилитации и технического обслуживания этих средств» было утверждено Приказом Министерства социальной политики.
В Постановлении Кабинета министров отмечается, что первичное и сложное протезирование инвалидов, детей-инвалидов, других лиц осуществляется в соответствии с Положением о первичном и сложном протезировании лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, утвержденного Министерством социальной политики.
Что касается видов протезирования, не связанных с ортопедическим протезированием, было принято несколько нормативно-правовых актов. Так, был утвержден «Порядок организации глазопротезной медицинской помощи», в котором наблюдается определенное разделение функций по предоставлению медицинских услуг (консультирование, протезирование стандартными глазными протезами) и выполнению работ (изготовление индивидуальных протезов, изготовление комплектов стандартных глазных протезов по заявительному принципу).
Что касается частноправовых отношений по зубной имплантации (протезированию), то ситуация с договорным оформлением таких отношений между пациентом и частными стоматологическими клиниками и кабинетами, как, в принципе и в государственных стоматологических клиниках, еще хуже, ведь письменного оформления эти отношения не имеют. В частных стоматологических клиниках, как правило, пациенту выдается лист бумаги без всякой подписи или печати, который имеет информативный смысл. Например: «Что такое имплантация? Информация для пациента». Информация, изложенная в нем, имеет сходство с рекламой, ведь содержит только положительные характеристики имплантационного лечения и призывы к улучшению эстетического вида зубов. Также предоставляется бумажка без печатей и подписей, которая называется «Предоперационные инструкции» (комфортно одеться, не использовать макияж, позавтракать, принять свои привычные лекарства, не принимать аспирин). И в виде такой же бумажки без печатей и подписей пациенту «выдаются» «Руководство пациентам, которым вживлены зубные имплантаты». Вот и все «договорное» оформление. Правда на один имплантат пациенту предоставляется гарантия, как правило, на один год.
Таким образом, исследование становления договорного урегулирования отношений протезирования человека, показало отсутствие урегулирования частноправовых отношений и наличие большого количества нормативно-правовых актов, которыми регулировались отношения по протезированию публично-правового характера. Анализ этих актов обнаружил трансформацию таких отношений в сторону ослабления именно договорного урегулирования, что нашло отражение в применении сначала типовых форм, затем - примерных, а еще позже - в отказе от применения любых форм типизации договоров. Правовая природа договоров, которыми регулировались отношения по протезированию публично-правового характера, также претерпела трансформации:
- в построении (от неинформативной к информативной модели);
- в подходах к названию стороны, которая производит (ремонт) протезное изделие (изготовитель - производитель - исполнитель).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)