Основные составляющие этой работы команды
Для жизнеспособности команды очень важен процесс ее формирования, зарождения - и программа, по которой она создается, и собственно процесс создания - ее внутриутробный период. Команда не возникает просто так - вот собрали работников, сказали им работать командой - и дальше все происходит автоматически. Для команды очень важны личность, образ, пример ее создателей, ее лидеров. Началом команды является как представление всем этого видения, миссии, смысла труда в команде, так и общей модели труда, модели отношений и сотрудничества.
Следующим важным этапом развития команды является формирование ее образа функционирования уже в процессе непосредственного опыта работы - это как освоение навыков в процессе раннего развития ребенка - движения, речи, самообслуживания. Именно в процессе первых лет работы в команде налаживаются основные процессы - принятие решений, распределение обязанностей, общение, обмен информацией, разрешение конфликтов, проведение собраний, взаимная поддержка, обучение, празднования. Эти первые годы очень важны, потому что закладывают традицию, которая дальше уже будет передаваться «из поколения в поколение». И очень важно, чтобы эти базовые функции и процессы командной работы были эффективными. Возьмем, к примеру, какой-то один компонент - проведение собрания. Если их проводят эффективно, то работники уходят из них «заряженные энергией», с позитивным настроем, ценят свою команду, хотят и любят общаться, эффективно функционирует процедура принятия решений и мониторинг их выполнения, эффективно используется время. Когда же собрание неэффективны, то возникает ощущение потерянного времени, напряжения и межличностных конфликтов, решения не принимаются или принимаются не вовремя, или же принимаются, но не выполняются...
Поэтому вопрос создания прочных эффективных процессов функционирования команды особенно актуален. Это зависит не только от качественного менеджмента, но и от сознательного инвестирования усилий и времени каждым из специалистов в развитие команды, в развитие личных умений, необходимых для работы в команде. Существует мнение, что работа команды - это ответственность руководителя, на самом деле очень многое зависит от каждого члена команды. Если, к примеру, снова обратиться к процедуре командных сборов, то секрет их эффективности не только в умении их вести, но и в умении каждого участника слушать, придерживаться повестки дня, высказываться по существу, лаконично и конструктивно.
На этом этапе обычно выстраивается структура, которая обеспечивает и поддерживает функционирование команды. Сюда относятся, прежде всего, документальное закрепление видения миссии и целей команды, письменное описание процедур и политик, должностных обязанностей, развитие системы менеджмента, формирование определенных традиций в жизни и функционировании команды. Этот момент важен, поскольку поддерживает функционирование команды, а также предотвращает различные угрозы, «отклонение от намеченного курса». Но иногда может и мешать, когда в условиях изменений внешней ситуации нужно отойти от «старого курса», гибко переориентироваться, изменить способ функционирования. Поэтому важно, с одной стороны, развивать и укреплять структуру, с другой - не бояться, если нужно, отходить от намеченного плана, создавая что-то совершенно новое.
За этапом формирования команды и программы наступает стадия зрелости, время эффективной работы, когда работа на предыдущих периодах начинает действительно сказывается в плодах и достижениях. На этом этапе команда может работать слаженно и меньше нуждаться во времени на развитие и поддержку функционирования команды, но важно не впасть в заблуждение. На этом этапе, как и на всех предыдущих, из-за недостатка внимания команда может заболеть различными «болезнями». Эти болезни могут прийти изнутри - как следствие «недоработок» и невыясненных конфликтов, которые передались из предыдущих этапов, и извне - из разных социальных и других внешних воздействий. Болезнь команды может выражаться как потеря положительной эмоциональной атмосферы, изоляции и чисто формального общения между членами команды, нарастание взаимных обид и недовольств, проявления тенденций к конкуренции, сравнение внутри команды, групповой нарциссизм («мы лучшие»), эмоциональное выгорание, пренебрежение к труду. Это нормально, что команда, как и любой организм, может этим страдать, но соответственно, как и любой больной организм, команда нуждается в эффективном лечении (порой оно должно быть достаточно радикальным!) и помощи внешних экспертов для установления точного «диагноза» и выбора надлежащих методов терапевтического вмешательства.
Это кропотливый труд, но плоды его стоят того, потому что действительно, в команде можно достичь того, чего не достичь в одиночку - и, в частности, командой можно обеспечить эффективную помощь семье и ребенку в модели семейно центрированого подхода.
Необходимость эффективного менеджмента
Деятельность программ, работающих с детьми и их семьями, требует хорошей организации, эффективного менеджмента и умелых менеджеров, лидеров. Без эффективной организации и управления такие программы и команды не могут быть созданы, не могут развиваться и функционировать. Поэтому проблема отбора и формирования, обучения руководителей таких программ также очень важна. Организация и управление - это действительно большое искусство и сложный процесс. Если командную игру сравнить с игрой оркестра, то роль руководителя быть дирижером. Как дирижер руководитель должен, с одной стороны, хорошо знать, чувствовать произведение, с другой - чувствовать оркестр, быть тем, которому удается всех собрать и объединить, чтобы, наконец, сыграть симфонию...
***
Основные требования к специалистам, работающим в сфере предоставления услуг инвалидам детям и семьям, в которых они воспитываются - это кроме профессиональной компетентности, соответствующие этические ценности и психологические, личностные характеристики, а также коммуникативные навыки, умение строить отношения партнерства с родителями, конструктивно решать конфликтные ситуации, умение работать в команде, справляться со стрессом.
В конце концов, весь семейно центрированный подход держится на специалистах и на партнерстве специалистов в форме дисциплинарной команды. Как и во многих других сферах труда именно личность специалиста является центральной, от нее зависит успех семейно центрированной программы, а потому так важно и в себе, и в других членах команды лелеять и поддерживать процессы внутреннего развития, которые помогают нам расти...
Несмотря на довольно распространенное представление, что работа в этой сфере тяжелая, изнурительная и неизбежно приводит к выгоранию, эмоционально подавляет специалистов, на самом деле все может быть очень по-разному. Есть тенденция говорить о выгорании специалистов - может сложиться представление только о стрессах и трудностях, присущим такой работы. Но, к сожалению, так же мало говорят о богатстве и радости такой работы, о том большом количестве моральных наград и положительных возможностей, которые можно найти в партнерстве с семьями, коллегами специалистами, в отношениях с детьми с особыми потребностями. Одной из самых больших радостей труда в этой сфере является радость партнерства, радость сопровождения других на их пути - а так же привилегия быть свидетелем побед, достижений, развития, важных жизненных открытий, а также лично открытие тайны человека, его скрытого потенциала развития, творчества, любви. Такая работа позволяет открыть потенциальную силу и красоту человека, его способность превращать боль в любовь, способность преодолевать трудности и испытания, способность творить жизнь, какие бы испытания ни посылала судьба... И это очень ценный жизненный опыт. И все это, безусловно, обогащает, дает возможность глубже понимать жизнь, людей, а также глубже понимать себя, самому расти изнутри. И в этом есть радость. Поэтому искренне желаем всем, кто посвящает себя такой работе, открыть глубинную радость этой работы - радость партнерства, радость творчества, радость роста...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)