Вечер памяти
Один из таких ритуалов это вечер памяти. Обычно он происходит через неделю - две после смерти ребенка. Приглашаются родители, родные, а также все специалисты, детей / родителей которые знали умершего ребенка и хотели бы быть на вечере памяти. Такие вечера обладают особой силой «согреть», поддержать семью, дать знать родителям, что их ребенка помнят, о котором живет светлая память, живет и будет жить в наших сердцах. Таким вечером мы также хотим сказать родителям «спасибо» за жизнь их ребенка, потому что она была ценной, она была даром. Если семья верующая, то частью вечера памяти может быть также совместная молитва за умершего ребенка. Ниже приводим типичный сценарий вечера памяти. Мы поощряем родителей самостоятельно организовывать такой вечер для родных и друзей, интегрировать его с традиционными поминальными днями.
Пример сценария самостоятельно заключенного родителями вечера памяти
1. Играет тихая музыка, на столике - украшенная цветами фотография и любимые игрушки умершего ребенка.
2. Брат / сестра умершей зажигают свечи у фотографии.
3. Отец открывает вечер и объясняет, почему мы здесь собрались.
4. Родители зачитывают свои воспоминания о ребенке.
5. Музыка.
6. Брат / сестра показывают рисунки, которые они нарисовали на память о том, кто умер, кладут их рядом с фотографией.
7. Обзор под музыку слайдов из фотографий ребенка.
8. Присутствующие делятся воспоминаниями о ребенке.
9. Просмотр семейного видео.
10. Совместная молитва за ребенка и семью (текст может быть частично самостоятельного сочинения, и частично традиционные молитвы).
11. Все берутся за руки и делают круг, молча пожимают друг другу руки.
11. Родители приглашают всех к угощению.
Конечно, такие совместные поминальные ритуалы возможны только тогда, когда между семьей и специалистами сложились близкие, доверительные отношения - тогда родители могут разделить с ними такие глубокие личные переживания.
Совместное упоминание, упоминания умершего ребенка имеет целью помочь родителям почувствовать ценность жизни ребенка, почувствовать, что его жизнь принесла плоды, он оставил светлый след в этом мире. Родителей часто могут мучить вопрос экзистенциального содержания: почему так произошло, почему Бог допустил смерть моего ребенка, какой смысл жизни, какой смысл вообще всего... Задача специалистов - не только помочь родителям ставить, слышать эти вопросы и искать на них собственные ответы, но и поддержать их в том, что порой надо научиться жить без ответов... и когда нет ответа на вопрос о смысле, поддерживать может ощущение, что, несмотря на то, что мы не понимаем общего смысла, мы можем самостоятельно придать смысл тому, что произошло, мы можем попытаться учитывая тот опыт, который получили с ребенком инвалидом, с переживанием потери по-другому определить смысл жизни, найти для себя более глубокие ценности. Многие родители именно в переживании потери открывают большую тайну страдания: способность человека превращать боль в любовь, потерю - на начало чего-то нового, на творчество, на добро...
«Пройдя сквозь большую боль потери сына, едва ли не самый из всех возможных ужасов - ждать под дверью, когда выйдет врач и скажет тебе, твой ребенок жив или умер - я могу сказать только одно всем родителям, которые потеряли ребенка - какой бы болезненной ни была потеря, мы можем сделать только одно - со временем принять ее и примириться с ней. И жить дальше. Потому что жизнь ждет нас и это только от нас зависит, какой светлой, или какой мрачной будем мы ее творить... »
В сопровождении семьи важно быть внимательным к тому, как переживают потерю супруги, помогать им быть чувствительными и толерантными друг к другу, понимать индивидуальность процесса. Поощрять общение, способствовать взаимной терпимости и пониманию. Не менее важно помочь родителям помнить о своих живых детях - братьев / сестер умершего ребенка. Поэтому может быть целесообразно объяснить родителям особенности переживания смерти детьми в зависимости от возраста, даты, если нужно дать советы, как говорить с детьми о смерти и как помочь им пережить потерю. Тактично напомнить о друзьях ребенка - они также переживают потерю и не хотят терять связи с родными своего друга или подруги... Взрослые часто боятся говорить с детьми о смерти, приобщать их к переживанию утраты - а это может негативно повлиять на ребенка, породить у него ощущение изоляции, дать место развитию фантазий и страхов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)