Сопровождение в интеграции опыта и личностном росте.
В целом следует отметить, что в процессе сопровождения важно быть внимательными не только к мыслям, чувствам и действиям родителей, но и вообще к их личности, к их мировоззрению, «способу и философии жизни». Иногда сопровождение родителей воспринимается только в рамках модели «адаптации к инвалидности». Родителям нужно не просто приспосабливаться, им надо и активно менять общество, отстаивать права своих детей. Чтобы адаптироваться к жизни с ребенком инвалидом, родителям часто важно «реабилитировать» собственную личность. Речь идет, прежде всего, о том, что любые жизненные испытания могут стать катализатором личностного роста, развития человека - а, как известно, в процессе роста увеличиваются внутренние ресурсы человека, что помогает ему справляться с различными жизненными трудностями. Конечно, это отнюдь не означает, что это происходит со всеми родителями детей с неполноценностью, иногда происходят и прямо обратные процессы. Однако это означает важную практическую вещь по сопровождению: в процессе сопровождения нужно быть чувствительным к задачам личностного роста родителей и помочь родителям видеть, какие различные внешние испытания ставят перед ними и некоторые внутренние «задачи», успешное решение которых позволяет перейти в «следующий класс» жизненной школы.
К примеру, столкновение с отторжением и неприятием своего ребенка из-за его неполноценности может стать шансом избавиться от зависимости и потребности во внешнем принятии; научиться опираться в жизни больше на внутренние ценности, собственное чувство правды, чем «что люди подумают». Столкновения с несправедливостью, ущемлением ребенка, ограничением его прав может стать приглашением к борьбе за правду, а соответственно - рост в силе, мужественности. Вспомним: «Когда ты слышишь правду в себе - ты непобедим». Чтобы справиться с тем опытом, с которым сталкиваются семьи, в которых есть дети с неполноценностью или особыми потребностями, надо иметь (или приобрести) некоторые личностные черты, без которых, как путешественнику без подготовки и специального снаряжения в условиях Крайнего Севера - просто не выжить: умение бескорыстно любить, мудрость, терпение, сила духа, открытость к дружбе и взаимопомощи, творчество - те черты, которые являются основой зрелой личности, в которых открывается красота человека ...
Конечно, речь не идет о нарциссической идеализации - мол, «раз мы такие особенные люди, то и высшие силы выбрали нас, чтобы поручить нам этих особых детей, потому что никто бы другой не справился бы». Речь идет только о сопровождении родителей не только в том, чтобы как-то справляться с различными трудностями, но и в том, чтобы осмыслить, интегрировать свой опыт в жизнь. А только так человек растет, только так приобретает жизненную, а не книжную мудрость... В тех испытаниях родители могут многое узнать важного - о себе, о семье, о жизни, об отношениях, о людях, о ценностях - а потому процесс сопровождения призван помочь родителям интегрировать этот опыт и с его помощью внутренне расти.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)