Конфликты в работе с родителями
В работе с родителями неизбежно будут возникать и трудности, непонимание и конфликты. Специалисты должны быть к этому подготовленными и уметь их решать. Это часть профессиональных обязанностей каждого из специалистов, работающих в семейно центрированной программе.
Специалисты, работающие с ребенком, должны также хорошо понимать опыт семьи, пройти соответствующую выучку по работе в семейно центрированном подходе, владеть основами семейного сопровождения. Во время занятий с ребенком, когда присутствуют родители или же в моменты общения до или после занятия с ребенком часто случаются минуты, когда семья открыта и нуждается в сопровождении, и специалист находится в идеальной позиции в соответствующий принципу сопровождения в свою «основную» работу с ребенком. Наблюдая за занятием с ребенком, родители часто спрашивают специалистов о будущем прогнозе, о том, как же будет жить их ребенок с этими ограничениями, сможет ли он быть счастливым, как воспримет его окружение. Именно со специалистом, с которым чаще всего встречаются и с которым поэтому отношения часто близкие, родители готовы поделиться своими эмоциональными, семейными трудностями, социальными проблемами. Часто специалист может «на месте» сопровождать семью - выслушать, дать хороший совет, рассказать соответствующую историю, сопровождать в создании «новой философии жизни», в осознании конечности социальных изменений и «реабилитации общества», в важности укрепления социальных ресурсов семьи и антистрессовой программы для родителей. Большую часть сопровождения реализует именно специалист, работающий с ребенком. Только если потребность сопровождения особенно выражена, а родители требуют достаточно специального времени для общения о своих переживания, если специалист обнаружил глубокие проблемы, которые нуждаются в квалифицированной психосоциальной помощи (например, выраженные супружеские конфликты, социальная изоляция, депрессия у кого-то из родителей, психологические трудности в братьев / сестер) - важно, чтобы специалист направил родителей за помощью или предложил им как возможность одну из специализированных услуг программы, например, группы для братьев / сестер, родители для родителей, консультации психотерапевта и тому подобное. Без таких дополнительных специализированных услуг существует риск, что специалист переступит границу своей профессиональной компетентности - логопед или педагог не должны превратиться в семейных психотерапевтов. Интегрировать сопровождение в свою работу - не значит превратить занятия с ребенком в сопровождение родителей. Это отдельная услуга, которую должен делать соответствующий специалист. Специалисты же, которые работают с ребенком, а потому преимущественно чаще всего встречаются с родителями, могут непринужденно информировать родителей о возможных услугах для семьи и по выявлению проблем в семье, требующих направления за специализированной помощью.
Важно также понимать, что разделение помощи на помощь ребенку и помощь семье - очень условно. К примеру, подбор коляски для ребенка не только значительно облегчает передвижение ребенка, но и меняет стиль жизни семьи, умаляет физическую нагрузку на родителей и тому подобное. Впрочем, переход ребенка на инвалидную коляску может быть и новым эмоциональным стрессом, ведь он становится видимым, осознанным проявлением инвалидности - так, неудивительно, что некоторые родители длительное время могут отказываться от этой услуги, а потому требовать сопровождения по этому вопросу.
Другой задачей специалистов является поддержка положительных отношений между родителями и ребенком, а также между всеми членами семьи. Поскольку положительные отношения между родителями и ребенком является основой всего процесса развития, специалисты направляют свои усилия на поддержку и укрепление этих отношений. Это своеобразное поддержку родителей в том, чтобы они просто были хорошими родителями. Это реализуется в минуты позитивного взаимодействия между родителями и ребенком, признание важности родителей, их любви для ребенка, а также, если есть необходимость в консультировании родителей к пониманию возрастных потребностей ребенка и их роли как родителей в воспитании, например, формирование самооценки ребенка, самостоятельности, важности его социализации, потребности в дисциплине и тому подобное. Это касается и возможностей укрепления отношений между членами семьи - от того, чтобы просто отметить, как хорошо, что муж и жена приходят вместе на консультации, в «мини консультации» относительно потребностей здоровых братьев / сестер, важности баланса внимания между детьми, и просто помнить и быть внимательным ко всем членам семьи - папам, мамам, детям, бабушкам, дедушкам. Суть в чествовании семьи и отношений. Семья - это наш самый большой ресурс, впрочем, часто мы не осознаем, что отношения в них надо беречь и лелеять, и это работа, работа, которая требует мудрости, преданности, времени... семейно центрированные программы напоминают о важности семьи не только для особенного ребенка, но и для каждого человека...