Стратегия скрыть, минимизировать или компенсировать неполноценность
Это то, что объединяет общий механизм, согласно которому неполноценность воспринимается как то, что обесценивает человека, делает его менее значительным - так основной мотив - быть "не инвалидом». Пути достижения этого могут быть разные.
«На начальных стадиях адаптации к собственной неполноценности старается изо всех сил его скрыть. Соответственно можно искать медицинские / хирургические / реабилитационные пути для того, чтобы достичь этого - превратиться из неполноценной личности на «нормальную». Когда выясняется, что таким образом неполноценность вылечить невозможно, тогда попытаются скрыть ее от других, забыть о ее существовании, вообще отрицать ее – и для самого себя тоже. Впрочем, цена за такие попытки забыть очень высока. Высокая, потому что усилия скрыть такую важную часть реальности всегда оказываться напрасными, ведь пытаться что-то забыть - это лучшая дорога к тому, чтобы это постоянно помнить, так зависает в постоянном болевом осознании собственной неполноценности и малоэффективных усилиях его скрыть
Такие попытки скрыть собственную неполноценность и выглядеть «нормальным» ведут также к тому, что идеалы «нормы» становятся идеализированные, сверхценные. Согласно им ребенок может постоянно бояться, что другие увидят его неполноценность, испытывает сильный стыд. Это может вести к избеганию социальных ситуаций вообще или же к попыткам скрыть собственную неполноценность - к примеру, не говорить, чтобы другие не узнали твоих трудностей с произношением и тому подобное.
Парень, который перенес полиомиелит в четырехлетнем возрасте и соответственно имеет моторную неполноценность. Несмотря на значительный прогресс в ходьбе парень длительное время очень стеснялся своей инвалидности. Например, он мог специально сидеть на скамейке и не ходить в присутствии незнакомых ровесников, опасаясь, что когда они увидят его возбужденное походку, то его высмеют и от него отвернутся. Парень оказался в гораздо более сложной ситуации, когда пошел в школу и вынужден был постоянно находиться в среде «нормальных» сверстников: «Когда я шел по школьному коридору, как я не пытался идти« нормально», моя походка, очевидно, выдавала мою неполноценность. Я не думаю, что кто-то действительно негативно смотрел в мою сторону, но тогда мне казалось, что все смотрят на меня с чувством отвращения и жалости, и я сгорал от стыда
Этот случай показывает, насколько такие нарушения само восприятия могут также затруднить социальную адаптацию ребенка в среде сверстников, даже если они адекватно воспринимают неполноценность ребенка, ведь такие реакции стыда обычно ведут к социальной самоизоляции особенного ребенка. А когда он оказывается в среде сверстников, то или ведет себя очень сдержанно, или же, наоборот, очень хочет выделиться, обычно не эффективно, сопровождая неудачами, что ведет к усилению чувства стыда и собственной неполноценности.
Неприятие, отторжение собственной неполноценности ведет также к нежеланию идентифицировать себя как умственно отсталыми людьми, узнать собственную принадлежность к группе детей с неполноценностью особыми потребностями. Поэтому среду здоровых сверстников и принадлежности к ней идеализируют, и она становится сверхценной, а среда детей обесценивает и избегает ее. Соответственно, часто другие дети с неполноценностью воспринимаются свысока.
Именно этот механизм объясняет тот факт, что иногда дети и подростки инвалиды свысока и негативно относятся к другим инвалидам, чем здоровые ровесники. Помню, как однажды инвалид юноша на коляске убеждал меня, что он не может ходить в молодежную организацию, где есть другие отсталые люди, а требует ходить в такую, где нет инвалидов: «Вы же понимаете, я не могу быть с ними, мне с ними не интересно, потому что они такие ограниченные (он сделал характерное движение пальцем у виска), я хочу общаться с нормальными людьми, потому что я тоже нормальный...»
Отделение себя от группы детей при несостоятельности полностью войти в группу здоровых детей лишает ребенка принадлежности, ставит его в маргинальную позицию.
«Попытки скрыть собственную неполноценность парадоксальным образом лишает ребенка возможности принадлежать желаемой группы здоровых детей. Ведь сокрытие инвалидности не ликвидирует ее, в глазах человека она сейчас является тем фактором, который является препятствием его принятия другими. Восприятие инвалидности, как чего-то, что обесценивает стоимость личности, с одной стороны, порождает усилия скрыть ее, а с другой - делает эти усилия напрасными. Не принимая правды, оказывается в результате этого в маргинальной позиции, не принадлежа ни к одной группе. Как изгнанник без родины, человек вынужден мигрировать в поисках принятия другими, которое никогда не может быть достигнуто без предварительного самоприятия
Такая инвестиция усилий в сокрытие собственной неполноценности больше свойственна детям с легкими формами инвалидности, которые, соответственно, легче поддаются «маскировке». Возможно, именно этим объясняется тот факт, что исследования выявили обратную связь между степенью инвалидности и нарушениями психологической адаптации в детей с неполноценностью «нарушениями адаптации больше распространенных в группе детей с неполноценностью легкими формами инвалидности»
В тех ситуациях, когда ребенок воспринимает свою неполноценность как унижающую его достоинство, а попытки скрыть ее не дают эффекта или невозможны, можно ожидать что у ребенка может развиваться чувство собственной незначительности, стыда, зависти другим, здоровым детям, пессимистическое восприятие будущего, апатия. Это может стать также причиной развития у ребенка / подростка депрессивных состояний, нарушений формирования личности с тенденцией к развитию таких черт, как зависимость, пассивность, восприятия себя как жертвы, своей жизни как трагедии и тому подобное. Однако, это не закономерность, и большинство детей при должной поддержке окружения могут принять свою неполноценность и интегрировать ее в положительную самооценку. Исследования показали, что в группе детей с неполноценностью в целом низкая самооценка не распространена, как в группе здоровых сверстников. Это еще раз подчеркивает, что самооценка ребенка и формирование его личности определяется многими факторами, а не только наличием или отсутствием ограничений - характеристика семьи ребенка, личность родителей и их отношения с ребенком имеют большее влияние на формирование самооценки, чем неполноценность
Другой защитной стратегией для «повышения» собственной самооценки могут стать механизмы нарциссической компенсации, когда защитой от самоуничижительного восприятия собственной неполноценности появляется потребность доказать свою исключительность, первенство в других сферах. Тогда ребенку нужно добиться весомых успехов, признания, славы в какой-то сфере. Получение «первого места» становится защитой от осознания «я хуже других, потому что инвалид». Сферы такой компенсации могут быть разные: академическое обучение, творчество и т.д. Интенсивность инвестиций хотя и может приводить к развитию определенных способностей и реальных достижений, но становится препятствием к психологической адаптации и интеграции. Ощущение успеха становится своеобразным наркотиком: оно может дать временное ощущение эйфории, которое на самом деле очень далеко от реального ощущения счастья, за этим коротким ощущением всегда идет «синдром отмены», поэтому актуальной остается потребность « новой дозы». Без достижения самоприятия такие компенсаторные действия мало добавляют к счастью и впоследствии могут приводить к нарушению формирования личности. Это делает инвалида еще более одиноким и несчастным. Пример таких нарциссических компенсаторных стратегий и их последствий будут представлены и проанализированы в следующем разделе.
При невозможности компенсаторных достижений в реальности они могут перейти в плоскость фантазий - часто их выраженность достигает такой степени, что может серьезно затруднять социальную адаптацию неполноценной личности. В условиях нехватки поддержки в среде реалистического восприятия себя и развития здоровой положительной самооценки такие фантазии могут стать основой формирования психической патологии.
Ивану 10 лет, у него ДЦП, тетрапарез, соответственно он на коляске. Среда его общения, кроме класса таких детей, как и он, в реабилитационном центре - это «крутые ребята» с его двора, для которых сила и успех - основной ориентир и источник достоинства. Иван много фантазирует о том, что он пойдет в армию (заявил всем, что ему пришла повестка, и его берут в танковые войска), что сам катается на мотоцикле, что убежал от «ментов», что, когда вырастет, хочет сам стать «ментом». Он сам, кажется, верит в свои фантазии. Взамен же своей потребностью постоянно рассказывать их другим сознательно делает из себя посмешище в среде и инвалидов, и здоровых ровесников. Соответственно, спустя некоторое время защита фантазией уже не работает: Иван становится молчаливым, изолируется от других, не хочет ни с кем общаться, у него развивается депрессивное состояние...
Оле 17 лет, у нее также ДЦП, тетрапарез, выраженная дизартрия, она также на тележке, и она уже, кажется, сама перестала различать, что из того, что она рассказывает другим о себе, является плодом ее фантазии, а что реальностью. Представляет себя всем как студентку стационара психологического факультета университета, как поэтессу, которая выпустила три сборника и тому подобное.
Иванка, взрослая девушка с ДЦП, вспоминает об опыте из своего детства: когда я училась в школе, я была очень одинока, мне казалось, что у меня нет друзей, и мои родители несчастны из-за того, что у меня ДЦП, что я не хожу. Поэтому я молилась в надежде на Божье исцеление, потом помню, я представила себе, что я имею брата - врача, и он вылечит меня. Я жила в этих фантазиях, я могла часами сидеть себе, и в моей голове разворачивались все эти сцены, словно фильм. Затем я себе представила какого-то парня, который меня полюбил, с которым я вышла замуж, стала знаменитой артисткой и т.д. д. и в какой-то момент я уже не могла различать, что действительно реальное: то, что я представляю, и то, что происходит вокруг. Я лишь помню, что в какой-то момент я почувствовала, что все это становится слишком опасным, затягивает меня, как вихрь - я почти перестала общаться, я сама себя оградила стеной от других...
Такие стратегии - не единственный способ повысить собственную самооценку и многие дети при должной поддержке социального окружения могут развить здоровый образ восприятия себя и собственной неполноценности, связанный с изменением системы ценностей и определение стоимости личности и который, собственно, будут представлены далее.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)