Деятельность научно-методической лаборатории по подготовке педагогов к работе
Алгоритм работы слушателей на учебных занятиях таков:
- анализ ситуации, содержащий фрагменты их профессиональной деятельности;
- постановка проблемы;
- поиск необходимых научных знаний и профессиональных умений;
- выдвижение гипотезы по решению профессиональной проблемы;
- проверка гипотезы и получение нового знания;
- совместный поиск способов решения задачи.
На каждом занятии в центре внимания находится ученик, как полноправный субъект учебного процесса. Основная задача, которую ставят перед собой преподаватели - помочь каждому учителю сделать вывод: его роль в учебно-воспитательном процессе заключается не только в передаче знаний, приобретенных человечеством на протяжении периода своего существования, а в создании оптимальных условий для адаптации детей к социальной среде.
На содержание курсов также влияют результаты проведенного заранее онлайн опроса будущих слушателей, анализа входящего и исходящего анкетирования и региональные аналитико-диагностические данные, полученные в процессе мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях с инклюзивным обучением.
Большое значение работники лаборатории, которые являются руководителями курсов, предоставляют организации контроля качества знаний слушателей. С этой целью во время занятий проводится текущий контроль (защита работ по определенным проблемам, презентация группами собственных вариантов моделей уроков на тему, обмен опытом работы в проблемном направлении и т.д.). По окончании курсов - зачетное занятие, цель которого - не проверить уровень усвоения учителями полученных в процессе обучения знаний, а помочь им систематизировать и обобщить услышанное, наметить направление дальнейшей самообразовательной деятельности.
Другим видом самоанализа образовательной деятельности работниками лаборатории является посещение уроков учителей, анализ контрольных срезов знаний учащихся во время мониторинга научно-методического обеспечения образовательной деятельности.
Мониторинг научно-методического обеспечения образовательной деятельности методкабинетов - одно из важных направлений работы лаборатории, поскольку дает возможность работникам выявить:
- качественный состав учителей, которые учат учеников с особыми образовательными потребностями;
- разрыв между уровнем их компетентности и требованиями к их профессиональной деятельности в соответствии с установленными государственными стандартами;
- недостатки в организации учебно-воспитательного процесса и причины их возникновения;
- осуществить самодиагностику правильности выбора способов своего влияния на деятельность общеобразовательных учебных заведений;
- определить методические потребности педагогических работников и объекты педагогического опыта.
Как правило, в течение года осуществляется 2-3 тематические исследования, в процессе которых проводятся:
- контрольные срезы знаний учащихся с целью определения их соответствия требованиям Госстандарта;
- собеседования со всеми категориями педагогических работников школы на предмет осознания ними цели и задачи инклюзивного образования на каждом этапе и знания программных требований для различных нозологий детей.
В основе любой деятельности человека лежит мотив. Именно поэтому работники лаборатории серьезное внимание уделяют вопросу стимулирования педагогических работников, что способствует заинтересованности их в повышении профессионального мастерства и научно-исследовательской работе. Например, таких как:
- изучение, обобщение и пропаганда опыта лучших учителей, освещение его в периодических изданиях;
- привлечение учителей к участию в работе творческих групп по актуальным проблемам инклюзивного образования;
- нарушения по результатам аттестации ходатайств перед высшими инстанциями о награждении лучших педагогических работников медалями, памятными знаками, грамотами, присвоение им педагогических званий, повышение квалификационных категорий и тому подобное.
Научно-методическое обеспечение государственной образовательной политики является основным назначением современных институтов последипломного педагогического образования. Работники научно-методической лаборатории инклюзивного и интегрированного обучения уделяют серьезное внимание научно-методическому обеспечению реализации Концепции развития инклюзивного образования в системе последипломного педагогического образования. Следующим шагом в этом контексте возникают вопросы развития потребностей учителя по самореализации в профессиональной деятельности, целесообразной модели этого процесса, направленного на определение и реализацию собственного образовательного и жизненного пути.
Рекомендуется:
Департаментам образования и науки областных государственных администраций:
- Рассмотреть вопрос:
- о создании учебно-реабилитационных центров с целью привлечения специалистов для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- о создании ресурсных центров для педагогов и родителей;
- о введении дополнительных доплат для педагогов, работающих в условиях инклюзии;
- о выделении бюджетных средств на приобретение необходимого оборудования для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
- Предусмотреть создание в структуре управлений образования и науки областных государственных администраций должностей ответственных работников по вопросам внедрения инклюзивного обучения.
- Усилить контроль состояния инклюзивного обучения в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.
- Изучить опыт психолого-медико-педагогических консультаций и предусмотреть организацию летних лагерей для социализации учащихся с особыми потребностями.
Высшим учебным заведениям, учреждениям последипломного педагогического образования:
- С целью совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, включить в учебные планы спецкурс «Введение в инклюзивное образование» для всех специальностей.
- В рамках научно-методического сотрудничества проводить ежегодные совместные конференции высших учебных заведений и учреждений последипломного педагогического образования по вопросам инклюзивного образования.
- Внедрять в работу учебных заведений с инклюзивным обучением инновационные технологии.
- Предусмотреть:
- разработку учебных пособий и методических рекомендаций для педагогов по вопросам научно-методического и психолого-педагогического сопровождения внедрения инклюзивного образования в общеобразовательное пространство региона;
- организовать конкурсы авторских методических и учебных разработок, обеспечить их внедрение путем использования различных форм обучения (очное, очно-заочное, дистанционное);
- повышение квалификации педагогических кадров, работающих в условиях инклюзии; проведение научно-практических и методических семинаров, конференций, круглых столов, тренингов и т.д. по вопросам инклюзивного обучения;
- осуществление информационно-разъяснительной работы среди участников учебно-воспитательного процесса по вопросам внедрения инклюзивного и интегрированного обучения в общеобразовательных учебных заведениях;
- проведение экспериментально-исследовательских работ, направленных на разработку, апробацию и внедрение в образовательную систему инклюзивного обучения;
- мониторинг учебных достижений и развития учащихся с особыми образовательными потребностями, которые учатся в инклюзивных классах.
Отделам (управлениям) образования, методическим службам, руководителям образовательных учреждений и учебных заведений всех типов:
- Разработать перспективные планы научно-методического обеспечения внедрения инклюзивного образования в регионе, в котором предусмотреть:
- осуществление консультативно-разъяснительной работы среди руководителей учебных заведений, педагогов, общественности, родителей и детей;
- расширение сети дошкольных и общеобразовательных учебных заведений с инклюзивным обучением;
- создание банка данных детей, получающих образование по инклюзивной форме;
- изучение нормативных и инструктивно-методических документов по вопросам инклюзивного обучения;
- ознакомление педагогов с современными технологиями обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- организацию авторских творческих групп учителей по проблемам инклюзивного обучения;
- углубление сотрудничества методкабинетов со структурными подразделениями высших учебных заведений и учреждений последипломного педагогического образования по вопросам внедрения инклюзивного обучения.
- Вводить механизмы адресного поощрения педагогов, которые эффективно работают с детьми с особыми образовательными потребностями путем установления соответствующих надбавок и выплат премий.
- Изучать, обобщать и внедрять перспективный опыт организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Осуществлять мониторинг профессиональной готовности педагогических кадров к работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью совершенствования и корректировки содержания методической работы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)