Проблемы организации обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной школе
Признание Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей усилило внимание общественности к проблемам детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития.
Дети приходят в школу со своими собственными интересами и потребностями, индивидуальными учебными стилями и способностями. В своей работе учитель применяет образовательный подход, ориентированный на личность ребенка, что позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности детей. Все дети уникальны и имеют свои потребности, несмотря на то, особые эти цели или нет. Учитель должен замечать индивидуальные различия и разнообразие возможностей и задатков, которые могут улучшить и углубить изучение окружающей среды, и оценивать уникальные таланты и способности, которыми обладает каждый ребенок. Поэтому учитель, работающий с ребенком с особыми образовательными потребностями, должен поощрять ребенка выражать свои чувства, выражать мысли, исследовать материалы, самостоятельно осуществлять выбор, добиваться успеха. Работа учителя начинается со знакомства с семьей ребенка с особыми потребностями. Наибольшее влияние дети испытывают со стороны родителей, ведь родители являются их первыми учителями и наставниками. Важнейшие черты личности закладываются в семье. Работа учителя должна строиться так, чтобы родители не были только экспертами, пассивными наблюдателями, а становились равноправными партнерами и союзниками учителя. Родители должны убедиться, что их ребенку комфортно в данной среде. Ведь они радуются, что их ребенок может чувствовать себя таким же, как все, иметь определенные успехи и достижения. Родители понимают, что их идеи ценят, к их советам прислушиваются.
Учитель свою работу направляет на создание благоприятного психологического климата на занятиях и во внеурочное время. В окружающей среде есть много возможностей для социального взаимодействия со своими ровесниками. Педагог должен способствовать общению и взаимодействию между детьми с особыми потребностями и детьми с типичным уровнем развития. Основным методом работы учителя является метод наблюдения. Наблюдение за ребенком с особыми потребностями во время работы или игры является ключевым моментом в изучении их поведения. Конечным результатом наблюдения является оценка. Оценка на основе наблюдений косвенно способствует развитию, росту и прогрессу всех детей. Она помогает в индивидуальном планировании, поскольку персональные задания для ученика создаются на основе их жизненного уровня развития и направляются на освоение тех навыков, которыми ребенок еще не обладает.
Важным направлением работы учителя является составление индивидуального учебного плана для ребенка с особыми потребностями. После завершения наблюдения и оценки учитель, родители переходят к интерпретации информации и планированию дальнейшей индивидуальной работы с ребенком.
Для того чтобы дать ребенку с особыми потребностями возможность в разумных пределах преуспеть в общей системе деятельности, учитель применяет эффективные методики, которые делают учебный материал доступным и легким для него.
Значительное место в работе учителя отводится оформлению детского портфолио. Именно портфолио может детально и разносторонне рассказать о достижениях ребенка. Портфолио может иметь следующие разделы:
- общие сведения о ребенке;
- рабочие тетради, тесты;
- изготовленные собственноручно творческие работы, рисунки;
- выполнение заданий на развитие логического мышления, умения группировать, выделять лишнее тому подобное.
Ведущее место в обучении занимают учебно-дидактические и методические материалы, необходимые для овладения предметными знаниями. Кроме устоявшихся, следует использовать учебники и учебные пособия - тетради с печатной основой. Достаточно организованное обучение детей с особыми потребностями в начальной школе в половине случаев обеспечивает дальнейшее продолжение обучения в основной школе уже без инклюзивных условий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)