Доступная среда: когда в классе учатся дети с нарушениями
Если дети имеют нарушения зрения, их возможность учиться и эффективно получать знания в определенной степени снижена. Иногда дети не в состоянии выполнять задания из-за физических или эмоциональных факторов, обусловленных нарушением зрения. Проблемы со зрением негативно сказываются на процессе восприятия, что проявляется в заторможенности, сужении поля зрения, занижении точности. Поэтому зрительные представления детей недостаточно четкие, яркие, часто искажены.
С возрастом требования к зрительной деятельности будет увеличиваться, ведь задача становиться сложнее. Размер шрифта в печатных учебниках уменьшается, а количество домашних заданий значительно увеличивается. Ожидания учителя по поиску учениками ответа «с первого взгляда» также будет не в пользу учащихся с нарушениями зрения.
Знание учителем определенных особенностей таких детей и простое наблюдение за ними в классе могут помочь определить учеников, у которых имеются проблемы со зрением. Симптомы нарушения зрения в частности такие:
- Косой или напряженный взгляд при попытке смотреть на доску. Такие дети часто не будут успевать завершить работу в установленный срок, поскольку им трудно увидеть написанное.
- Частая головная боль, особенно после обеда. Большинство работы по чтению и на доске происходят утром, поэтому после обеда дети, у которых есть проблемы со зрением, могут жаловаться на головную боль, возникшую в результате напряжения глаз.
- Во время чтения дети, которые держат книги очень близко или очень далеко, возможно, пытаются выбрать оптимальное расстояние для того, чтобы не возникло проблем с распознаванием букв.
- Частое потирание глаз или ощущение их утомляемости и раздражение.
- Заметное преимущество одного глаза и тенденция натыкаться на предметы. Эти проблемы могут свидетельствовать об амблиопии - состояние, при котором четкость видения одним глазом становится ниже нормы.
- Трудности различения цветов. Это чаще бывает у мальчиков, чем у девочек.
- Дети, которые жалуются на то, что слова на странице перемещаются или исчезают. Это свидетельствует о наличии симптома Ирлен - проблемы с визуальной обработкой информации.
- Если ребенок не видит чего-то необходимого для завершения задачи, вы заметите, что он обратится к другому ученику за помощью, попросит чьи-то очки, подойдет ближе или просто займется более приятной деятельностью, тогда как все будут работать над задачей. Такое поведение - отвлечение от выполнения задания - иногда считается проблемой с концентрацией внимания, на самом деле это может свидетельствовать о недиагностированных нарушениях зрения.
Итак, если вы заметили один из указанных выше симптомов, вам полезно ознакомиться со вспомогательными технологиями, которые могут облегчить процесс обучения детей с проблемами зрения.
- Учителя могут давать ученикам с нарушениями зрения такие средства: темные карандаши или ручки, увеличительные очки, бумагу с толстыми линиями, лампу для чтения, головные уборы (кепки, шляпы) для уменьшения бликов, книжки, напечатанные крупным шрифтом, программы для чтения на экране, компьютер, планшет, «словари, которые разговаривают», проектор.
- Если ученик носит очки, можно обеспечить наличие запасной пары в классе в случае, если он потеряет или повредит собственные.
- Раздаточные материалы должны быть напечатаны большим, простым шрифтом на белой бумаге для максимальной контрастности. Некоторые презентации, демонстрируемые в классе, могут содержать трехмерные объекты, а не только рисунки. Продолжительность зрительной работы не должна превышать 15 минут. Используйте вербальный способ выдачи заданий, точные словесные инструкции.
- Ученик с нарушениями зрения во время уроков должен сидеть ближе к месту выполнения задач. Привлекайте его к демонстрационным мероприятиям во время урока, чтобы он мог получить максимальный опыт от практического обучения.
- Ученикам с повышенной чувствительностью к свету надо позволить носить головные уборы (кепки, шляпы и т.д.), которые защищают от света и бликов. Они должны сидеть подальше от окон, из которых поступает свет или отблески. Если свет отражается от глянцевых поверхностей парт, для их покрытия можно использовать скатерть. Кроме того, на уроках используйте обычную темную школьную доску, а не глянцевую белую для работы с маркерами; ограничьте все зрительные раздражители, которые могут вызывать отражение. Если ребенку необходимо больше света, для работы можно дать настольную лампу.
При планировании организации учебной среды для детей с нарушениями зрения важно позаботиться об обеспечении их мобильности и независимости.
Независимость - предусматривает возможность делать собственный выбор и вести самостоятельную жизнь.
Мобильность - ключевое понятие для всех лиц с нарушениями зрения. Степень независимости, которую может достичь человек, тесно связана с тем, насколько он является мобильным.
Независимое передвижение в окружающей среде требует наличия двух навыков - взаимосвязанных и одинаково важных:
- Ориентация - осознание пространства и понимание в нем «положения тела»; процесс использования всех органов чувств для того, чтобы определить свое положение относительно всех других объектов окружения.
- Мобильность - возможность безопасно передвигаться в окружающей среде.
Ориентирование связано с созданием «умственной карты» того, где находится человек относительно окружения, а мобильность касается физического передвижения из одного места в другое.
Свободное перемещение на игровой площадке, уверенное пользование игровыми материалами, встреча с друзьями для совместного похода в клуб - все это в значительной степени зависит от мобильности и навыков ориентации.
Многие из незрячих детей, или тех, кто имеет ограниченное зрение, не смогут развить навыки, необходимые для повседневной жизни, только наблюдая за другими людьми. В начале, они нуждаются в поддержке при «безопасном ориентировании» в незнакомом окружении. Ребенок может развить необходимые ему навыки и уверенность в движениях только благодаря опыту.
Во время пребывания ребенка в школе важно, чтобы он использовал также возможность обучения через опыт, а учителя и одноклассники с пониманием относились к этой ситуации. Для обучения специальным навыкам мобильности и ориентирования надо привлекать специалистов. Роль учителя будет состоять в поддержке развития этих навыков, предоставляя детям возможность их практиковать в повседневной жизни.
Длинная трость является наиболее признанным вспомогательным средством, которое вместе с собакой-поводырем стали универсальными символами незрячих людей. Некоторые дети, которые не нуждаются в тренировках для передвижения с помощью длинной трости, должны носить с собой символическую трость, чтобы предупредить других, в частности, водителей, что у них плохое зрение.
Иногда важно и желательно, чтобы ученика с ограниченным зрением сначала сопровождали по определенному маршруту передвижения. Маленькие дети естественно держат за руку одного из родителей, опекуна, ассистента учителя, идя рядом. В этом случае взрослый имеет возможность развить у ребенка осознание того, каким образом он движется в пространстве, а также привлечь его внимание к важным подсказкам или специфическим элементам, имеющимся в окружающей среде. Этот неформальный тип «направления» играет важную роль в поддержании внимательного отношения ребенка к окружающим. Для детей с нарушениями зрения важно практиковать технику «зрячего помощника» как можно раньше, чтобы эта привычка стала автоматической.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)