Доступная среда: оценка вспомогательных технологий в соответствии с учебным предметом
Несмотря на то, что класс, который функционирует по принципам доступной среды, обеспечивает соответствующую среду для интеграции и использования вспомогательных технологий, общий план действий остается основной частью учебного процесса. План действий по использованию вспомогательных технологий дает учителям и персоналу школы систематический план введения устройств. Компоненты плана могут быть такими, однако не ограничиваться ими:
- Описание учебных видов деятельности и ситуаций, в которых будут использоваться вспомогательные технологии; методы преподавания, которые могут предусматривать использование вспомогательных технологий при обучении.
- Определение, когда и как ученик будет учиться с использованием вспомогательных технологий, и кто будет давать первичные инструкции, осуществлять дальнейшее обучение.
- Распределение ответственности между лицами, которые обслуживают и модернизируют вспомогательные технологии для обеспечения правильного функционирования.
- Создание системы постоянного сбора информации для мониторинга и оценки успешности ученика в процессе использования вспомогательных технологий.
- Планирование того, как ученик может использовать технологии дома и в обществе.
Значение постоянного мониторинга и оценки успешности ученика очевидно во всех видах деятельности в классе. Учитель собирает информацию каждый день с помощью тестирования, проверки домашних заданий и устного опроса ученика. Интегрируя эти меры с подробными планами действий для оценки и мониторинга эффективности стратегий доступной среды и интеграции вспомогательных технологий, учитель будет иметь необходимую информацию для учета и обеспечения потребностей всех учащихся.
Использование «разумного приспособления» и вспомогательных технологий для детей с различными типами особых потребностей
Что такое «разумное приспособление», его связь с доступной средой и доступностью
Как и доступная среда, понятие разумного приспособления тесно связанного с аспектом доступности. Разумное приспособление означает «внесение, когда это нужно (в конкретном случае), необходимых и уместных модификаций и корректив, которые не становятся несовместимыми или неоправданными для обеспечения реализации или осуществления лицами с инвалидностью наравне с другими всех прав человека и основных свобод». Общим для этих понятий является обеспечение прав людей с инвалидностью; главное отличие заключается в масштабе задач, которые положены в их основу.
Доступная среда предусматривает максимальный учет всех индивидуальных особенностей пользователей того или иного продукта, услуги еще на этапе планирования их дизайна (в образовании - учебной программы, методов преподавания и т.д.). Разумное приспособление осуществляется, когда продукт или услуга уже созданы, но требуют их адаптации в соответствии с индивидуальными особенностями пользователей (в образовании - учащихся, педагогов, родителей).
Умные приспособления не являются глобальной, всеобъемлющей стратегией доступности. Это конкретные меры, направленные для решения четко определенных задач применительно к конкретному человеку или целевой группе. Их следует рассматривать как дополнение к общим мерам для доступности, но они никогда не смогут заменить усилия, направленные на всеобъемлющее обеспечение безбарьерной среды.
Предоставление услуг персонального сопровождения незрячим клиентам в магазине является примером разумного приспособления. Приглашение переводчика жестового языка в поликлинику, в случае приема пациента с нарушением слуха - так же является положительной практикой интегрированных услуг, которая подпадает под определение разумного приспособления. Умным приспособлением будет считаться гибкий график рабочего дня или перевод на дистанционную форму работы человека с определенными функциональными ограничениями.
Пандусы, подъемные устройства будут также примерами умного приспособления в случае невозможности реконструкции определенного сооружения (например, памятник архитектуры) под нужды мало-мобильных посетителей.
Рассмотрим примеры разумного приспособления, а также стратегий эффективного преподавания и использования вспомогательных технологий в работе с детьми, имеющими те или иные типы особых потребностей.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)