Реализация подходов дифференцированного преподавания в инклюзивном классе
2.1. Взаимосвязь и взаимообусловленность дифференцированного обучения и оценивания.
2.2. Технологии дифференцированного обучения - адаптации и модификации содержания, процесса, продукта, среды.
2.3. Планирование уроков: анализ курикулума и методов преподавания.
2.4. Организация работы учащихся на уроке и учет индивидуальных особенностей в разнообразном коллективе.
Учителя достаточно опытны в традиционных подходах к обучению .... Однако, они также хотят большего. Они готовы к значительным изменениям, готовы использовать обоснованные, подтвержденные практикой подходы, которые бы способствовали расширению собственных возможностей и возможностей их учеников.
Дифференцированное преподавание – это не только стратегия и нетолько модель обучения. Это образ мышления об обучении, который отстаивает начало обучения с того момента, на котором остановился ученик, а не действовать согласно составленному плану, что игнорирует готовность учеников, интересы и особенности обучения. Это образ мышления, который ставит под сомнение целесообразность типичного оценивания, обучения, распределения ролей на уроке, использования времени и учебного плана, применяемых учителями.
2.1. Взаимосвязь и взаимообусловленность дифференцированного преподавания и оценивания
Значительные изменения, которые произошли за последние 50 лет в социальной, экономической, политической, экологической и технической сферах в большинстве стран мира, побуждают ученых и педагогов-практиков к переосмыслению всех аспектов образования и обучения. Человечество меняется, и поэтому стоит задача создавать и развивать школы, которые бы предоставляли своим ученикам качественные образовательные услуги ежедневно.
В течение большей половины ХХ в. школьное оценивание считалось механизмом определения уровня обучения и происходило устоявшимся способом: учителя учили, проверяли знание материала учениками, делали выводы о достижениях учащихся на основе результатов проверок, а затем переходили к изучению следующей темы.
Однако, поскольку социальные ожидания относительно образования изменились, такой подход к оценке начали пересматривать в этом контексте. Изменились научные взгляды относительно обучения, а также традиционная роль оценивания, как мерила уровня достижений и средства для мотивации обучения учащихся. Традиционно учебный процесс рассматривался как способ передачи совокупности информации, ведущий к получению знаний, и имеющий определенную структуру и последовательность. Сейчас обучение рассматривают как процесс формирования знаний, во время которого ученики сочетают новую информацию с уже известной, с учетом их интересов, опыта и стилей обучения.
Традиционно для мотивации ученика к обучению педагоги использовали оценивание, во время которого учеников сравнивали с их более успешными сверстниками. Однако, последние исследования подтверждают, что учеников больше мотивируют свой прогресс и достижения, чем ошибки и пробелы, проявляющиеся во время их сравнения с более успешными сверстниками.
В учебных заведениях формальное и неформальное оценивание обучения проводилось всегда. Оценивание было механизмом принятия решений относительно дальнейшего обучения и использовалось для информирования родителей об успешности их детей в учебе. В середине ХХ века образование превратилось в важный ключ к социальной мобильности, а школьные успехи стали основным показателем для получения рабочего места. Тесты и экзамены начали играть важнейшую роль в при принятии решения о том, какие ученики получат доступ к высшему образованию. Еще недавно образовательная политика была сосредоточена на подготовке всех учащихся к будущей жизни. Сегодня же ожидания от учеников выросли во всех сферах, чрезвычайно влияя на роль педагогов в обучении и оценивании и на роль учащихся в обучении. Эти изменения социальных ожиданий и новых знаний об обучении и мотивации существенно повлияли на подходы учителей к обучению и, особенно, на использование оценивания в школе.
Оценивание для дифференцированного обучения.
Во время учебы учителя и ученики сотрудничают и используют постоянное оценивание и полученные результаты для дальнейшего продвижения вперед. Если школьное оценивание проводится часто и надлежащим образом, учителя много узнают о своих учениках (уровень имеющихся знаний, умений и навыков и т.д.). Учителя могут наблюдать за изменениями рассуждений учеников и проверять их, а также устанавливать связи между предыдущими знаниями и изученным недавно.
Обучение улучшается и тогда, когда учеников побуждают размышлять над процессом их обучения, просматривать собственный учебный опыт и применять изученное в повседневной жизненной практике.
Ученики имеют разные потребности, способности и успешность. У каждого свой учебный стиль, темп, уровень успеваемости. С течением времени общество нуждается в более сложной образовательной подготовке всех учащихся, поэтому учителя ищут пути создания широкого выбора вариантов обучения, чтобы у каждого ученика была возможность учиться, достигая максимально адекватного уровня развития.
Педагоги все чаще применяют методы дифференцированного обучения – от сосредоточения на одном единственном подходе для всех учащихся класса к определению особых учебных целей для каждого ученика с использованием различных подходов, широкого спектра практик, учитывая различные учебные потребности учащихся. Оценивание ведет к дифференцированному преподаванию, если учителя используют его для сбора ежедневных результатов и чтобы поддержать процесс обучения каждого ученика. Для того, чтобы удовлетворять широкий спектр возможностей, мотиваций и стилей обучения своих учеников, учителя должны установить уровень их самостоятельности в обучении, а также сложность самого процесса обучения. Учебные программы определяют необходимые результаты и, соответственно, для их достижения учителя адаптируют оценки и процесс обучения, чтобы получение образования было результативным.
Рассматриваем две разные, но взаимосвязанные цели школьного оценивания: оценивание для обучения и оценивание самого обучения. Цель оценивания для обучения – предоставлять учителям информацию о ребенке и служить основой для определения практик дифференцированного обучения. Во время такого оценивания учителя должны использовать полученные результаты для выяснения не только того, что ученики знают, но и пытаться выявить, как они применяют полученные знания. Эта информация также используется для оптимизации учебного процесса и определения необходимых ресурсов. Оценивание процесса и результата обучения является обобщающим и используется для подтверждения достижений (что ученики знают и умеют делать, чтобы продемонстрировать, достигли ли они целей учебной программы). Учителя сосредотачиваются на том, чтобы применить оценивание для получения точного и правильного заключения об умениях учащихся, чтобы пользователи этой информации на ее основе могли принимать взвешенные решения для дифференциации преподавания.
Для обеспечения логических связей между целью, методами и использованием результатов оценивания необходимо тщательное планирование.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)