Планирование уроков на основе научно-обоснованных методов
Главная цель этого этапа заключается в том, чтобы сбалансировать преподавание нового материала, «подтянуть» учащихся, имеющих трудности в обучении и обогатить учебный процесс для всего класса. Поэтому на этом этапе прежде всего нужно ответить на вопрос: «Какие методы являются наиболее подходящими? Те, которые помогают проводить интересные и познавательные уроки». Лучший способ достичь этого - планировать, подбирать оптимальные методы и формы работы, материал соответствующего уровня и реализовывать все это в процессе преподавания. Для начала, рекомендуется составить перечень учебных тем, которые должны изучить с детьми, и указать в нем различные виды деятельности для содействия усвоению материала. Далее следует откорректировать этот план и, таким образом, обеспечить возможность изучения материала на разных уровнях сложности. Далее нужно подумать над тем, для каких учеников лучше подходят те или иные формы работы. Неважно, о каком учебном предмете идет речь. Важно, чтобы учитель давал детям возможность начать ознакомление с определенной учебной темой в соответствии со степенью их подготовленности. То есть, необходимо обеспечить им возможность участвовать в учебном процессе на разных уровнях, в зависимости от индивидуальных способностей. Например, внимательно проанализировать задание, его сложность и определить, смогут ученики выполнять его на разном уровне - когнитивном и физическом. Для планирования урока на основе научно-обоснованных методов, который будет для учеников интересным и познавательным, необходимо стараться сделать его разнообразным. Рекомендуется применять комбинации подходов: с одной стороны - традиционное преподавание с присущими ему структурированностью, информационной насыщенностью, постоянным взаимодействием между учителем и учениками и большим количеством однотипных тренировочных упражнений; а с другой - «обучение учиться», направленное на формирование методов и приемов учебной деятельности, которые ребенок сможет использовать и в школе, и в повседневной жизни. Следует предоставить ученикам возможность работать всем классом, в малых группах и индивидуально. Конечно, темп урока должен быть активным, однако будьте готовы варьировать его в зависимости от ситуации, чтобы убедиться, что ученики хорошо понимают материал. Учитель ориентирован на ребенка, всегда имеет в запасе многочисленные варианты активизации обучения, в частности, вербальные и невербальные, ответы хором, доски для письма маркером, коллективное обдумывание, самостоятельное обдумывание, обсуждение с партнером, обсуждения в группе, или использование открытого вопроса, на который один за другим отвечает большое количество учеников, причем ответ может состоять из одной фразы или предложения.
Из современных исследований можно сделать вывод, что для учащихся важно регулярно работать друг с другом, например в парах, с сочетанием сильных и слабых учеников, с использованием методик кооперативного обучения. Многочисленные научные публикации свидетельствуют, что детям необходимо получать отзыв учителя по поводу успеваемости и поведения. Такую обратную связь нужно обеспечивать в процессе учебной деятельности, часто и в такой форме, которая является приемлемой для каждого отдельного ученика. Обычно, педагогам рекомендуется предоставлять обратную связь о работе ученика сразу, не откладывая, и использовать положительные и нейтральные комментарии, а также конструктивные замечания, побуждающие к изменениям. Кроме того, в дифференцированном преподавании большое значение имеют методики опроса. Важно задавать различные типы вопросов разным детям.
Еще один способ удовлетворения различных учебных потребностей учащихся заключается в использовании вспомогательных технических средств. Они предоставляются детям, которые в других условиях не могут получать пользу от образовательного процесса, и охватывают широкий спектр ресурсов различной степени технологичности, как например: книги в аудиозаписи, компьютерные программы для написания и редактирования текста, изучение лексики, орфографии, грамматики и обучения чтению с озвучкой всех слов, толкований и сообщений, держатели для карандашей, доски с рисунками и тому подобное. Кроме этого необходимо обеспечивать детей адекватными вспомогательными материалами, доступными учебниками, интересными наглядными средствами для манипулирования.
Стоит помнить о контексте, в котором предполагается применять эту богатую палитру научно обоснованных практик, то есть об организации физического пространства и психологической атмосфере на уроке. Уже длительное время педагоги обращают особое внимание на расположение парт и стульев в классе. В частности, для самостоятельного выполнения учащимися заданий подходит традиционный способ расстановки мебели рядами, тогда как при обсуждении их лучше расположить большим кругом. Чтобы создать благоприятную среду для кооперативного обучения, парты стоит поставить группами. Иногда в классе приходится переставлять парты и стулья несколько раз в течение дня, и поэтому, чтобы облегчить этот процесс, некоторые учителя используют подвижные крепления к ножкам мебели, благодаря этому мебель легко передвигается и не создает шума. Обеспечить положительную учебную атмосферу помогают простые приемы, например, приветствие на входе в класс в сочетании с короткой беседой на тему индивидуальных интересов.
Оценивание.
Оценивание является неотъемлемой составляющей дифференцированного обучения. Эффективность учебного процесса зависит от регулярной диагностики прогресса учащихся в формировании знаний, умений и навыков. И, несмотря на устоявшееся мнение о том, что главной функцией оценивания является выставление оценок за успеваемость детей в изучении определенных предметов, эта концепция гораздо шире. Поэтому, говоря об оценке как индикаторе качества, мы имеем в виду использование ее данных для определения влияния преподавания.
Пятый этап - Совершенствование практики на основе фактической информации. Качественное оценивание, так же как и качественное преподавание, необходимо планировать. Поэтому ключевой вопрос на этом этапе: «Насколько эффективным был учебный процесс? Как это определить?». В этот период учителю нужно, опираясь на полученные в результате оценивания данные, определять эффективные способы обучения в дальнейшем.
Большинство учителей, кроме непрерывного анализа информации обученической успешности, также прибегает к критической рефлексии по поводу собственной педагогической деятельности, чтобы на ее основе выбирать оптимальные методы и формы работы для организации учебного процесса. Также все больше педагогов берут на вооружение многочисленные методики формального и неформального оценивания до, во время и после обучения. Обычно, оценивание, проводимое в начале изучения темы, называется предварительным или диагностическим. На этом этапе учитель выясняет интересы, стили мышления и степень подготовленности учащихся к освоению определенного содержательного блока или умения с помощью простых контрольных вопросов, интервью, анкетирования/опроса и наблюдения. Текущее оценивание осуществляется параллельно с изучением материала. Для оценивания понимания учащимися новой темы в определенный момент ее изучения рекомендуется задавать вопросы, проводить короткие тесты, изучать образцы работ и тому подобное. Итоговое оценивание происходит по завершении определенного периода обучения и дает возможность измерить результаты учеников по сравнению с установленными требованиями. Обычно, это контрольные работы и тесты для проверки знаний по широкой учебной теме или разделу учебника, проекты, портфолио и оценивание учебных достижений. Таким образом, перед учителями стоит сложная задача – использовать данные оценивания взвешенно и умеренно для своевременной корректировки своей деятельности. И для ее решения систему оценивания следует строить и реализовывать при участии самих детей. Иными словами, все ученики должны собирать и использовать информацию о результатах своего обучения.
Приведем пример привлечения учащихся к процессу оценивания. Так, учительница четвертого класса Елена применяет метафорический прием «ветрового стекла», чтобы помочь детям самостоятельно оценить степень усвоения нового материала. Это также является хорошей иллюстрацией текущего оценивания. После подробного объяснения материала, она предлагает детям ответить, их «ветровое стекло» «абсолютно чистое», или его следует«немного протереть», или оно«покрыто дорожной грязью». Дети также участвуют в итоговом оценивании. Учительница предлагает им повторить материал по учебнику для подготовки к заполнению опросника. Прорабатывая один раздел за другим, клейкими закладками разного цвета дети обозначают хорошо усвоенные и не совсем понятные темы. Опираясь на эту информацию, Елена готовит задание, чтобы заново пройти соответствующие части содержания, в которых дети плохо ориентируются. Также, анализ результатов оценивания значительно облегчает использование технических средств.
Итак, учитель должен сформулировать для себя пять целей. Во-первых, стремиться применять с одной стороны традиционные методики обучения с быстрым темпом и постоянным взаимодействием учителя и учащихся, а с другой – «учить учиться». При этом использовать фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Во-вторых, во время каждого урока стараться предоставлять ученикам возможность быть как можно более активными, для этого организовывать изучение материала на различных уровнях и на основе доступных методик. В-третьих, четко структурировать каждое занятие и широко использовать различные организаторы информации. В-четвертых, отслеживать уровень академической успеваемости, опираясь на формальные и неформальные методы оценивания. И, в-пятых, работать над созданием позитивной атмосферы в классе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)