Дифференцированное преподавание: обоснование подхода
Теоретической основой дифференцированного обучения, с одной стороны, является концепция обучения, ориентированного на потребности детей, а с другой - принцип использования различных форм организации учебного процесса. Концепция обучения, ориентированного на нужды детей, предусматривает организацию учебной деятельности таким образом, чтобы процесс познания происходил путем моделирования, направления, интенсивного практического обучения, предоставления помощи педагогом (с постепенным ее уменьшением) для стимулирования развития самостоятельности. Научными исследованиями доказано, что применение подхода, ориентированного на ребенка, является чрезвычайно эффективным в работе с учениками, в том числе и с теми, которые отличаются от условной «нормы», является одним из ключевых факторов повышения их успеваемости. Несмотря на это, задания для ежедневного обучения должны определяться в соответствии с потребностями учащихся, выявленными в процессе наблюдения. То есть, учитель внимательно наблюдает за ребенком, фиксирует усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков и реагирует, предоставляя ученику необходимую помощь, постепенно отходя на второй план. В конце концов, все ученики учатся самостоятельно применять необходимые навыки.
В концепции обучения, ориентированного на нужды детей, также прослеживается влияние теории Л.Выготского. В частности, в ней наибольшее значение отводится социальному компоненту обучения, а роль учителя усматривается в том, чтобы создавать достаточное количество мотивирующих учебных ситуаций, которые способствуют решению проблем без фрустрации учеников.
Основополагающим принципом дифференцированного преподавания является применение различных форм организации учебного процесса. Их использование помогает педагогам учесть в учебном процессе такие ученические отличия:
• уровень подготовленности - через корректировку темпа обучения и уровня сложности материала;
• индивидуальные стили обучения - через организацию многочисленных видов деятельности, чтобы ученики могли получать и обрабатывать информацию различными способами, на различных уровнях;
• интересы - опираясь на склонности, интерес и желание самого ребенка овладеть определенной темой или выработать определенное умение.
Исходя из этих положений, можно выделить три подхода к дифференциации обучения:
1) адаптация содержания, процесса и продукта учебной деятельности;
2) варьирование требований по степени выполнения задач учащимися на отдельном уроке или в течение изучения широкой темы;
3) применение широкого спектра форм и методов организации учебной деятельности.
И выделить четыре фактора, обеспечивающие дифференцированное преподавание:
а) сосредоточение на главных понятиях, идеях и умениях в каждой учебной дисциплине;
б) учет индивидуальных различий учащихся;
в) сочетание оценивания и преподавания;
г) постоянная адаптация, модификация содержания, процесса (методов и форм) и продукта учебной деятельности.
О дифференцированном преподавании можно говорить как о подходе, который демонстрирует: принятие учителем разнообразия ученического коллектива (разные уровни базовых и текущих знаний учащихся, их подготовленность, учебные интересы, индивидуальные стили обучения); навыки педагога по организации процесса обучения учащихся с различными учебными возможностями в условиях одного класса; стремление учителя продвигать учащихся на более высокий уровень, обеспечивая им личный успех и предоставляя необходимую поддержку и помощь.
Подытоживая, отметим, что внедрение концепции обучения, ориентированного на нужды детей, и различных организационных форм логично ведет к дифференциации преподавания.
Научные исследования проблемы дифференцированного преподавания.
Последние десять лет тема дифференцированного преподавания привлекает внимание многих ученых. Стоит отметить, что в работах североамериканских ученых в поддержку этого подхода был изучен и представлен значительный объем существенных результатов. Так, ученые исследовали влияние использования практики дифференцированного обучения для обучения чтению. В частности, предусматривались: организация работы детей в малых группах с возможностью перехода из одной группы в другую, выбор учащимися задач по ряду различных предложенных вариантов, увеличение времени для чтения произведений, которые ребенок тоже выбирает самостоятельно, и предоставление различных материалов для чтения. Исследователи отметили улучшение навыков чтения у детей, расширение набора приемов работы с текстом и понимание его содержания, совершенствование навыков различения фонем и декодирования и, в общем, улучшение отношения к чтению как таковому. Исследователи также интересовалась тем, как дифференцированное преподавание влияет на академические достижения учеников. Во время исследования формировались две группы (экспериментальная и контрольная) из учеников одного возраста. Для оценки успеваемости учащихся исследовательница провела предварительный и контрольный тесты по материалу учебной программы и на основании полученных результатов пришла к выводу, что дети с особыми потребностями (экспериментальной группы) в процессе дифференцированного обучения усвоили материал по математике значительно лучше, чем их сверстники, которые обучались традиционными методами.
Кроме того, большое внимание исследователи уделяют практикам дифференцированного обучения, пытаясь выяснить, каким образом учителя дифференцируют учебный процесс для учащихся с нарушениями развития. Так, исследования выявили ряд важных факторов, в том числе: удельное уменьшение продолжительности фронтальных форм работы на уроке, вместо этого – активное использование методов взаимообучения в парах (с сочетанием более подготовленных и слабых учеников), использование широкого спектра различных схем и диаграмм с целью визуальной организации информации, активного обучения в малых группах, обучение методом поддерживающего действия (обеспечение необходимых опор в учебной деятельности), таких как помощь со стороны учителя, подсказки, открытые вопросы.
Важными для распространения идеи дифференцированного преподавания являются результаты, полученные в 2004 году российским ииследователем. В своем исследовании ученый использовал пересмотренный вариант таксономии образовательных целей Блума, как ориентир для дифференциации обучения. Он заметил, что привлеченные к исследованию педагоги почувствовали большую уверенность в своих силах и способность эффективно обучать детей с различными потребностями.
В общем, широкий круг представителей научного и педагогического сообщества признает необходимость учета разнообразных потребностей и способностей детей в учебном процессе. Педагоги единодушны: "Мы подводим учащихся и не выполняем свои обязательства перед ними, когда считаем, что все учатся одинаковым образом и по единому расписанию".
Таким образом, подытожим вышесказанное:
- В процессе дифференцированного обучения учителя демонстрируют гибкость и профессиональную креативность;
- используют широкий набор практик, предоставляя ученикам материал соответствующего уровня сложности;
- выравнивают возможности всех учащихся для успешного освоения учебной программы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)