Модели социального партнерства
Сегодня модели социального партнерства находятся на уровне расходов из Государственного бюджета по финансированию уставной деятельности общественных организаций инвалидов. Исследованная форма взаимодействия требует детального закрепления относительно предсказания более гибкого механизма получения государственной поддержки общественных организаций инвалидов в виде финансовой помощи, а также стимулирование их к ее адресному использованию (создание специальных рабочих мест для безработных инвалидов, центров профессиональной реабилитации инвалидов и т.д.).
Реализация составляющих указанной формы взаимодействия непосредственно связана с легализацией, наблюдением и контролем органов публичной власти за деятельностью общественных организаций инвалидов. Эта форма взаимодействия состоит из процедуры легализации общественных организаций инвалидов; регистрации в соответствующем контролирующем органе с целью реализации налоговых льгот и выполнения норматива трудоустройства инвалидов; получения разрешения от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере социальной защиты инвалидов, ветеранов войны на право пользования льготами по налогообложению; государственного контроля и надзора со стороны органов публичной власти по легализации общественных организаций инвалидов, целенаправленного использования дотаций и льгот, во избежание злоупотреблений и лоббирования собственных интересов за счет общественной организации, выполнения и соблюдения законности.
На совершенствование взаимодействия между общественными организациями инвалидов и органами публичной власти направлена и такая форма взаимодействия, как создание совместных консультативно-совещательных и экспертных органов, советов, комиссий, групп для обеспечения учета общественного мнения в формировании и реализации государственной политики в отношении инвалидов. Согласно ей были созданы общественные советы, коллегии при органах публичной власти.
В состав соответствующих советов и коллегий входят представители заинтересованных общественных объединений. Общественные организации представляют ту или иную общность, а также являются выразителями общественного мнения по соответствующим вопросам или вопрос. Деятельность общественных советов направлена на решение следующих задач:
а) в информационном направлении - сбор, обобщение и предоставление органами публичной власти предложений институтов гражданского общества по вопросам, имеющим важное общественное значение для инвалидов; организация публичных мероприятий для обсуждения актуальных вопросов по формированию и реализации государственной политики в отношении инвалидов;
б) в правотворчестве - предоставление органам публичной власти для рассмотрения предложения по подготовке проектов нормативно-правовых актов по вопросам формирования и реализации государственной политики в отношении инвалидов и совершенствования деятельности органов государственной власти;
в) в праве применения- осуществление общественного контроля над учетом органами публичной власти предложений и замечаний общественности, а также соблюдением ими нормативно-правовых актов, направленных на предотвращение и противодействие коррупции; проведение в соответствии с законодательством, общественной экспертизы и общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых органами публичной власти и др.
Таким образом, происходит отстаивание гражданской позиции и лоббирования интересов инвалидов.
Таким образом, с одной стороны, государство получает защиту и гарантии, что интересы общественности в определенной степени учтены, с другой - защиту получают инвалиды, поскольку они могут изложить свой взгляд на любой вопрос. На сегодня в реализации этой формы взаимодействия возникают некоторые проблемы, о чем свидетельствует анализ научных публикаций, докладов и аналитических отчетов общественных организаций инвалидов, которые состоят: в отсутствии координации и согласованной общей стратегии; психологической неготовности государственных служащих воспринимать общественную инициативу. Кроме того, ученые акцентируют отсутствие действенного контроля и механизмов непосредственного влияния на деятельность органов публичной власти. Подтверждением этого является то, что большинство уставных задач общественных организаций инвалидов предусматривают «представительство» и «содействие» в реализации тех или иных прав и свобод инвалидов, свидетельствует о вспомогательной, а не контрольной роли этих организаций.
Учитывая это, общественный контроль лишь условно можно рассматривать как контроль, поскольку он лишен характерных черт последнего. Учитывая изложенное, следует заметить, что развитие этой формы взаимодействия требует изучения соответствующего опыта зарубежных стран, в которых защита прав и свобод инвалидов относится не к полномочиям отдельных органов публичной власти, а является делом всего государства в лице его органов.
Таким образом, в Швеции функционирует Агентство по координации политики инвалидности-
в США - Национальный совет по вопросам инвалидов при Президенте,
Франции - Национальный консультативный совет по проблемам инвалидов,
Польше - Национальная консультативный совет по делам инвалидов, в состав которых входят представители органов публичной власти по направлениям деятельности, а решения, принятые в рамках этих структур, являются общеобязательными для других субъектов.
В связи с этим предлагается создать на центральном уровне при Государственном экспертно-консультационном комитете для лиц с инвалидностью, который был предложен переформирован в Национальный наблюдательный совет по лицам с инвалидностью как постоянно действующий контролирующий, коллегиальный выборный консультативно-совещательный орган с целью координации эффективного взаимодействия органов государственной власти и общественности, а также учета общественного мнения при формировании и осуществлении государственной политики по реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
Вопрос о деятельности этого Совета следует регулировать в Положении о Национальном контрольно-наблюдательном совете по вопросам лиц с инвалидностью, в полномочия которого необходимо отнести: разработку и осуществление мероприятий по реализации государственной политики в отношении инвалидов; обработку Национальной программы и законопроектов, связанных с реализацией государственной политики в отношении инвалидов; внедрение стандартов обеспечения прав и свобод инвалидов; координацию деятельности органов государственной власти; инициирование и организацию контроля над деятельностью органов публичной власти; постоянное независимое общественное инспектирования органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций; разработку и внесение предложений по подготовке и осуществлению мероприятий по реализации и защиты прав и свобод инвалидов, направленных на участие в международном сотрудничестве.
Создание этого совета не требует дополнительных расходов из государственного и местных бюджетов, поскольку предусмотрено, что в ее состав войдут члены Правительства по соответствующим направлениям государственной политики и представители общественных организаций инвалидов. Кроме того- изменения в Постановлении «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики» по созданию в рамках типового положения об общественном совете при министерстве, другом центральном органе исполнительной власти, межведомственных общественных советов и проведения межведомственных заседаний из отраслевых и смежных направлений деятельности (например, межведомственное заседание общественных советов социальной политики и Министерства здравоохранения по вопросу медицинского обеспечения уязвимых слоев населения).
Введение этой правовой нормы повлияет на эффективность принятия управленческих решений по соответствующим направлениям деятельности общественных советов.
В США - Национальный совет по вопросам инвалидов при Президенте,
Франции - Национальный консультативный совет по проблемам инвалидов,
Польше - Национальный консультативный совет по делам инвалидов.
Создание этого совета не требует дополнительных расходов из государственного и местных бюджетов, поскольку предусмотрено, что в ее состав войдут члены Правительства по соответствующим направлениям государственной политики и представители общественных организаций инвалидов.
Введение этой правовой нормы повлияет на эффективность принятия управленческих решений по соответствующим направлениям деятельности общественных советов. Кроме того, на совершенствование взаимодействия направлена и такая форма работы, как участие этих субъектов административно-правовых отношений в разработке и обсуждении проектов нормативно-правовых актов по правам и свобод инвалидов. Согласно Закону «Об основах социальной защищенности инвалидов», нормативно-правовые акты, касающиеся материального, социально-бытового и медицинского обеспечения инвалидов, разрабатываются при участии общественных организаций инвалидов.
Закон «О местных государственных администрациях» определяет, что проекты нормативно-правовых актов местных государственных администраций выносятся на общественное обсуждение путем опубликования. Таким образом, все проекты нормативно-правовых актов, разрабатываемых Министерством социальной политики, проходят специальную процедуру согласования с общественными организациями инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)