Усиление сотрудничества общественных организаций инвалидов с органами публичной власти по реализации и защиты прав и свобод инвалидов
Становление эффективного взаимодействия между институтами гражданского общества и публичными институтами напрямую зависит от трансформации социально-экономических и политико-правовых систем, радикального реформирования административного права и приоритетного выделения его публично-сервисной направленности, перехода к новой идеологии публичной власти.
Такое направление реформирования административного права требует создания полноценных институтов гражданского общества, построенного на обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики.
В связи с этим возрастает потребность в налаживании эффективного взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества- доступности, подотчетности и ответственности публичной власти; усилении механизмов контроля в антикоррупционных и других актуальных для общественного мнения вопросов, а именно: привлечение общественных организаций инвалидов к разработке нормативно-правовых актов, касающихся материального, социально-бытового и медицинского обеспечения инвалидов; согласование положений о деятельности органов публичной власти, уполномоченной в исследуемой сфере и др.
На сегодня, по данным социологического опроса второй категории респондентов, существуют трудности во взаимоотношениях инвалидов и общества в полном объеме - 35%, частично - 50%.
Кроме того, несмотря на значительный властно-правовой, финансово-экономический, организационный и научный потенциал органов публичной власти, возникают отдельные специфические функции и задачи, которые могут быть решены при построении системы социального партнерства между общественными организациями инвалидов и органами публичной власти как равноправных сторон. Однако должного успеха в определенном направлении можно достичь только после введения на всех уровнях фундаментальных демократических стандартов деятельности органов государственной власти во взаимодействии с общественными организациями, при условии, что последние воспринимаются не как пассивные субъекты политики и управленческих решений, а как непосредственные, активные и заинтересованные стороны и полноправные партнеры. Подобный общественный стандарт является предпосылкой создания эффективного механизма реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов инвалидов.
Социологические опросы иллюстрируют, что участие в общественных организациях рассматривается как одно из наиболее эффективных форм участия граждан в принятии решений и управлении на государственном и местном уровнях. В связи с этим в последние годы Правительство приняло ряд важных решений относительно участия общественности в формировании государственной политики по реализации и защиты прав и свобод инвалидов, что закреплено в соответствующих актах нормативного характера. Однако многие вопросы организационно-правового характера остаются нерешенными и требуют научного исследования. Приоритетное место в структуре общественных объединений занимают общественные организации инвалидов, основной задачей которых является реализация и защита их прав и свобод. По официальным данным, зарегистрировано более 70 общественных организаций инвалидов, а также почти 2000 соответствующих объединений местного уровня. Их правовой статус на сегодня регламентируется как общими нормативно-правовыми актами, действие которых распространяется на все общественные объединения (Конституция, Закон «Об общественных объединениях»), так и специальными нормативно правовыми актами, которые непосредственно касаются сферы деятельности общественных организаций инвалидов и определяют:
а) их полномочия,
б) размер государственной финансовой помощи, льгот по налогообложению, государственного заказа;
в) направления сотрудничества с органами публичной власти.
В то же время, анализируя уставы общественных организаций инвалидов, можно отметить, что их деятельность направлена на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов путем выполнения возложенных них обязанностей. При этом в зависимости от направленности деятельности общественных организаций инвалидов происходит углубление выполнение определенных задач по отдельным категориям инвалидов (женщин-инвалидов, детей-инвалидов), нозологии заболевания (нарушение опорно-двигательного аппарата, недостатками слуха, зрения), направлений деятельности (реабилитация, правовая помощь ) и тому подобное.
Специализированным законодательным актом, который определяет организационные и правовые основы создания и деятельности общественных организаций инвалидов является Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов», отдельные положения которого имеют дискуссионный характер и требуют детализации. Таким образом, в разделе «Общественные организации инвалидов» этого законодательного акта перечисленные направления деятельности объединений без соответствующей детализации их реализации. Большинство статей этого раздела посвящены, прежде всего, процедуре предоставления льгот по налогообложению, займов, финансовой помощи, дотаций общественным организациям инвалидов. При этом детализация оснований их предоставления сводится к законам о вопросах налогообложения и ряда других законодательных и подзаконных актов.
Непонятной остается позиция законодателя относительно закрепления правового статуса деятельности общественных организаций инвалидов как составляющей Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов», несмотря на то, что эти объединения имеют ряд специфических признаков, отличающих их от других объединений, а именно
а) указанные правовые возможности общественных организаций инвалидов в сфере имущественных правоотношений, закреплены в категориях правоспособности и дееспособности, значительно шире, чем у других видов некоммерческих организаций (право на льготы по налогообложению, займы, финансовую помощь, дотации и т.п.);
б) наличие дополнительных гарантий со стороны государства от возможных злоупотреблений их правами;
в) оказание помощи и содействие деятельности общественным организациям инвалидов со стороны органов публичной власти;
г) участие общественных организаций инвалидов в соответствии положений о деятельности отдельных органов публичной власти;
д) наличие общественных организаций инвалидов как единой социальной структуры, в которой инвалиды являются членами и не опосредованно, как в других структурах общества, а непосредственно;
е) высокая мотивация и организованность общественных организаций инвалидов, создает основу для функционирования разветвленной инфраструктуры, способной более эффективно администрировать как государственные ресурсы, так и средства, поступающие от филантропов и благотворительных организаций;
е) обязанность создания специальных рабочих мест для инвалидов с учетом их индивидуальных функциональных возможностей со стороны предприятий общественных организаций инвалидов с целью получения определенных льгот;
ж) установление индивидуального порядка предоставления разрешения на право пользования льготами по налогообложению для предприятий общественных организаций инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)