Специальные правовые гарантии в сфере реализации и защиты прав и свобод инвалидов
Более подробно рассмотрим каждую из выделенных специальных правовых гарантий в сфере реализации и защиты прав и свобод инвалидов, направленных на реализацию подхода в деятельности органов публичной власти по административной реформы
а) гарантии реализации прав и свобод инвалидов - предоставление административных услуг. Согласно Закона «Об административных услугах», административная услуга- это результат осуществления властных полномочий субъектом предоставления административных услуг (орган исполнительной власти, другой государственный орган, орган местного самоуправления, их должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом оказывать административные услуги) по заявлению физического или юридического лица, направленный на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей такого лица в соответствии с законом. Административные услуги предоставляются субъектами предоставления административных услуг непосредственно, через центры предоставления административных услуг или через Единый государственный портал административных услуг.
В центры предоставления административных услуг относятся постоянно действующие рабочие органы или структурные подразделения исполнительного органа публичной администрации, в котором предоставляются административные услуги администратором путем его взаимодействия с субъектами предоставления административных услуг. Однако на сегодня еще остаются сложные вопросы, связанные с предоставлением административных услуг, решение которых будет способствовать постепенному переходу к государству, в котором права и свободы граждан являются высшей ценностью для органов публичной власти. Это подтверждается данными проведенного социологического опроса.
Таким образом, на вопрос: "Какой, по Вашему мнению, уровень предоставления административных услуг лицам с инвалидностью?, 45% респондентов ответили" низкий, 45% - средний.
Однако, специалисты Национального института стратегических исследований отмечают, что несмотря на достижения в реформировании сферы административных услуг остаются нерешенными такие проблемы:
1) открыты половина из запланированного количества центров, развитие их сети осуществляется неравномерно, что вызывает необеспечение равных условий предоставления административных услуг для жителей всех регионов;
2) не обеспечено предоставление гарантированного перечня востребованных гражданами услуг в центрах предоставления административных услуг. Кроме того, перечень административных услуг органов публичной власти, которые имеют предоставляться со стороны центров предоставления административных услуг, до сих пор не утвержден;
3) не приняты законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, необходимые для полной реализации положений закона «Об административных услугах». В частности, не принят закон о плате за предоставление административных услуг Административно-процедурный кодекс.
Во-первых, круг субъектов предоставления административных услуг ограничен только органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, то есть фактически публичными служащими. Такой подход не соответствует современным международным стандартам, а также может привести к излишней бюрократизации и увеличение стоимости услуг.
Во-вторых, не урегулирован вопрос относительно перечня административных услуг.
Итак, незнание лицом путей реализации своих прав и свобод приводит к определенным осложнениям, в том числе и в случае судебного и внесудебного обжалования действий, бездеятельности должностных и должностных лиц публичной администрации при предоставлении административных услуг. Анализ отдельных проблемных аспектов предоставления административных услуг позволяет предоставить отдельные предложения с учетом потребностей инвалидов.
Во-первых, пересмотреть существующую сеть центров предоставления административных услуг, создав их в административных центрах областей, районов, городов областного значения, а также в городах (районах города) с населением более 100 000 человек- исходя из современной концепции децентрализации публичной власти и государственного плана постепенной ликвидации государственных администраций, центры должны создаваться преимущественно при городских (Поселковых), районных советах; кроме того, здания центров должны быть обеспечены всеми необходимыми условиями для без барьерного получения инвалидами административных услуг.
Перечень административных услуг, которые предоставляются центром и определяется органом (должностным лицом), принявшим решение о его создании, и включает административные услуги органов публичной власти… Обязательным является предоставление всех административных услуг в сфере социального обеспечения граждан на безвозмездной основе»;
дополнить абзацем следующего содержания: «здания центров должны оборудоваться пандусами, кнопками вызова персонала из помещения, а также дверными проемами, достаточными для проезда инвалидной коляски, другими вспомогательными техническими средствами»;
Во-вторых- компетентным органам публичной власти, в том числе социальным службам, расширить справочную и информационно-разъяснительную работу среди инвалидов по возможности получения бесплатных административных услуг в центрах предоставления административных услуг, а также ускоренного доступа к отдельным административных услугам отделения почты.
Такие предложения обусловливают внесение изменений в закон «Об административных услугах», а именно: «Субъекты обращения имеют право на бесплатное получение информации.. что обеспечивается путем предоставления им доступа к Реестру административных услуг, размещенного на правительственном портале, специализированных веб-сайтов органов публичной власти, функционирование круглосуточной правительственной телефонной справки и информирования таких субъектов средствами массовой информации»; дополнить подпунктом следующего содержания: «работу переводчика, который будет переводить с лицами с недостатками слуха весь звуковой ряд на язык жестов во время передачи информации по телевидению об условиях и порядке предоставления административных услуг, другие данные и сведения».
В-третьих, актуальным является принятие закона «О перечне административных услуг», который определял бы, в частности, полный перечень бесплатных услуг для инвалидов. Структура этого нормативно-правового акта должна предусматривать:
ст. 1 «Общие положения»,
ст. 2 «Основные понятия»,
ст. 3 «Законодательство в сфере предоставления административных услуг»,
ст. 4 «Перечень бесплатных административных услуг, без учета документов разрешительного характера»,
ст. 5 «Перечень платных административных услуг, без учета документов разрешительного характера»,
ст. 6 «Перечень документов разрешительного характера, относящихся к бесплатным административным услугам»,
ст. 7 «Перечень документов разрешительного характера, относящихся к платным административным услугам»,
ст. 8 «Заключительные и переходные положения».
Кроме того, в законе Российской Федерации «О перечне административных услуг» должны содержаться два приложения: Перечень платных административных услуг и Перечень бесплатных административных услуг. В последнем следует предусмотреть отдельное подразделение по бесплатным административным услугам, предоставляемых инвалидам, а именно:
1) в области установления статуса инвалида: установление статуса «инвалид с детства», «ребенок-инвалид», «инвалид войны», «инвалид общего заболевания» с выдачей соответствующих удостоверений; назначения разницы между предыдущим заработком и заработком на новой работе на период до установления инвалидности;
2) в сфере социального обеспечения:
назначение и выплата единовременного материального пособия инвалидам;
назначение государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам, надбавки на уход за ними;
регистрация инвалидов, имеющих право на льготы;
назначение одноразовой компенсации участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшие инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы;
выдача удостоверения о получении государственной социальной помощи инвалидам I, II, III гр;
возмещение расходов на погребение умерших инвалидов войны;
назначение ежемесячной денежной помощи малообеспеченному лицу, что проживает вместе с инвалидом I или II группы вследствие психического расстройства, который по заключению врачебной комиссии медицинского учреждения нуждается в постоянном уходе;
назначение помощи на захоронения инвалидов с детства, детей-инвалидов, лиц, не имеющих права на пенсию, и инвалидам, которые получали социальную помощь;
назначение повышение к стипендии учащимся и студентам-инвалидам, получающим пенсию из числа пострадавших от Чернобыльской катастрофы;
назначение денежной компенсации детям, ставшие инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, которые не питаются в учебных заведениях;
выдача талонов на право получения проездных документов (билетов) бесплатно или с 50 процентной скидкой их стоимости инвалидам войны;
внесение сведений и изменений в Единый государственный автоматизированный реестр льготников;
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)