Кодекс социального обеспечения
На сегодня остается модельным нормативно-правовым актом, определяющим основные положения порядка назначения, выплаты и приостановлении выплат пособий по инвалидности в европейском сообществе, а также других государствах, его подписали, к которым относится и Россия. Этот международно-правовой акт, наряду с указанными конвенциями МОТ, дополнительно регулирует и разграничивает категории инвалидов, претендующих на социальную помощь:
первая категория - бывшие работники или экономически активное население;
вторая категория - все жители государства, уровень доходов которых меньше прожиточного минимума на одного человека.
Подобные положения изложены и в международных договоренностях стран СНГ, например, в Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества (СНГ), 2007
Этот документ акцентирует внимание на том, что в сфере социальной защиты инвалидов перспективными являются: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения и др.
Анализ этих международных документов позволяет определить такие международные стандарты деятельности органов публичной власти по социальному обеспечению инвалидов: национальные органы публичной власти которые должны развивать эффективную систему защиты населения от социальных рисков; разрабатывать и реализовывать краткосрочные и долгосрочные национальные планы мероприятий по поддержанию социального обеспечения инвалидов на должном уровне, который позволит таким лицам полноценно проживать в государстве, реализовывать свой внутренний потенциал, возможности и т. д.;
национальные органы публичной власти должны способствовать развитию социальных служб, обязанности которых заключаются в оказании помощи инвалидам, в частности в их отношениях с ведомствами, учреждениями и юридическими инстанциями, например, по предоставлению и получению надлежащей социальной помощи; основным видом социального обеспечения лиц с ограниченными функциональными возможностями являются государственные пенсии и пособия по инвалидности, которые реализуются органами публичной власти в виде периодических выплат - защищенных расходов из государственного бюджета; размер периодических выплат по инвалидности зависит от:
1) трудовой стаж, в течение которого уплачивались взносы в специализированных государственных фондов (трудовой стаж от 5 до 14 лет - получение определенной доли размера полной пособия по инвалидности; трудовой стаж более 15 лет - получение полной пособия по инвалидности);
2) периода постоянного проживания в стране - обычно более 10 лет;
- Периодические выплаты по инвалидности в обязательном порядке прекращаются в случае приобретения лицом права на получение пенсии по старости, а также могут быть временно приостановлены, когда получатель начинает заниматься деятельностью с целью получения прибыли; в случае если инвалид, получатель соответствующих социальных выплат, вправе одновременно на более чем одну государственную помощь, то размеры этих пособий органами социального обеспечения могут сокращать в пределах, предусмотренных действующим законодательством; каждый претендент на получение пособия по инвалидности имеет право на судебное обжалование и в высших государственных инстанциях в случае отказа в предоставлении помощи и право на подачу жалобы относительно его вида или размера.
В сфере определения международных стандартов деятельности органов публичной власти по трудоустройству, занятости, профессиональной ориентации и профессионального обучения инвалидов ведущую роль играет МОТ, которая в своих конвенциях и рекомендациях закрепляет требования к государствам-членам ООН. Таким образом, закономерно- что именно эта международная организация стала инициатором кардинального изменения глобальной политики: постепенного перехода от исключительной социальной защиты инвалидов к их трудоустройству с целью социальной интеграции.
Таким образом, в Конвенции МОТ от 17. 06. 1948 88 «Об организации службы занятости» отмечается обязанность Службы занятости принимать меры по удовлетворению потребностей инвалидов на всех уровнях в профессиональной подготовки, трудовой деятельности и т. д. (ст. 7).
В то же время в Рекомендации МОТ от 22. 06. 1955 99 «О переквалификации инвалидов» определен целый ряд мероприятий, в том числе по развитию служб переквалификации инвалидов, что должны контролироваться компетентным органом публичной власти в пределах постоянной и координированной государственной программы. Процесс переквалификации инвалидов, включая профессиональное ориентирование и обучение, должен организовываться и развиваться с целью предоставления инвалидам возможности подготовиться к работе во всех видах занятости, а также получить и сохранить эту работу. В рамках переквалификации профессиональное ориентирование инвалидов предусматривает- беседу со специалистом по профессиональному ориентированию; учет трудового опыта; проверку документов, подтверждающих обучение в учреждениях общего или специального образования; медицинский осмотр; соответствующие тесты на определение способностей и пригодности к работе; определения пригодности и развития способностей путем проведения соответствующих практических испытаний; профессиональный экзамен в устной или иной форме; предоставление сведений о возможности получения работы и образования с учетом профессиональной квалификации, опыта, а также требований рынка труда. Профессиональное обучение инвалидов является логическим продолжением профессионального ориентирования, и направлено на подготовку этой категории лиц к совершению экономической деятельности, в которой они смогут использовать свою профессиональную квалификацию или способности, учитывая перспективу получения работы.
С этой целью профессиональное обучение инвалидов должно координироваться после медицинской консультации на работу, которая в наименьшей степени повредит здоровью инвалида- осуществляться каждый раз, когда это возможно и целесообразно, с учетом прежней профессии инвалида или профессии, близкой к ней; продолжаться, пока инвалид, если возможно, не получит необходимых навыков для нормальной работы на равных условиях с трудоспособными работниками. С целью профессионального обучения инвалидов, которые в силу характера или степени серьезности своей инвалидности не могут обучаться совместно с трудоспособными лицами, органы публичной власти должны создавать или расширять специальные службы.
Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно, эти службы должны включать, в частности:
a) школы и центры обучения, в том числе интернаты;
б) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по определенным специальностям;
в) курсы повышения квалификации для инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)