Развитие ценности здорового образа жизни подростков в условиях реабилитации
В современном мире особенно актуальна проблема ведения здорового образа жизни. Здоровье – это важнейший фактор, позволяющий человеку полноценно жить и трудиться. Еще в древности здоровье понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. К сожалению, значимость ценности здоровья осознается ближе к зрелому возрасту; дети, подростки и молодежь чаще всего не ставят его в ранг первостепенных ценностей. Это легко объясняется тем, что в молодом возрасте у людей редко возникают серьезные проблемы со здоровьем, а последствия от ведения неправильного образа жизни кажутся далекими и несущественными. Особенно эта проблема актуальна для детей и подростков из неблагополучных семей, в которых приобщение к ценностям здорового образа жизни не происходит вообще, либо родители демонстрируют вредные привычки.
При определении понятия «здоровый образ жизни» важно рассмотреть, из каких компонентов он состоит. Различные источники выделяют разное количество данных компонентов, но можно выделить основные: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; грамотное экологическое поведение; психогигиена (призвана формировать умение управлять своими эмоциями); отказ от вредных и выработка позитивных привычек; безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений; сексуальная грамотность.
С целью изучения ценности здорового образа жизни у детей подросткового возраста нами было организовано и проведено исследование на базе муниципального казенного учреждения «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних, для которого тема здорового образа жизни подростка также является весьма актуальной.
При изучении развития ценности здорового образа жизни подростков мы основывались на трех критериях: когнитивный, ценностно мотивационный и поведенческий. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 11–15 лет, являющиеся воспитанниками социально реабилитационного центра для несовершеннолетних. Данное исследование основывалось на таких методах и методиках, как наблюдение; теоретический анализ особенностей детей подросткового возраста, опрос, экспертный опрос.
Для изучения ценностно мотивационного критерия нами был рассмотрен «Ценностный опросник». По результатам диагностики здоровье посчитали исключительно важной ценностью в качестве руководящего принципа в жизни 4 опрошенных респондентов. Очень важной ценностью здоровье отметили 5 респондентов, 1 участник исследования считает здоровье не очень важной ценностью.
В целом результаты дали положительный результат. Однако, опираясь на исследования когнитивного критерия, для оценки которого мы использовали опрос, состоящих из таких показателей, как правильное представление о ЗОЖ, знание основных составляющих ЗОЖ, знание о способах ведения ЗОЖ, опрос показал, что знания довольно неплохие, но, тем не менее, поверхностны и зачастую не подкреплены аргументами и действиями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)