Социализация детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы
Все более актуальным является вопрос о повышении эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, так как нарушения речевого развития затрудняют не только формирование коммуникативной компетентности, но и информационной, и в конечном итоге затрудняют самореализацию учащихся.
Для учителя логопеда очень важно научить каждого особого ребенка слышать, говорить, общаться, верить в себя! Одним из условий достижения качества логопедической работы является эффективное управление коррекционно-развивающим процессом. Прежде всего, овладение новыми формами планирования логопедической деятельности. Качество корректирующе-развивающей деятельности невозможно без тесного сотрудничества логопеда с родителями и детьми, через их активное включение в педагогический процесс. Детско-родительский проект «Моя первая книга» – одна из форм такого взаимодействия, применяемых в школе. Для детей с речевыми нарушениями такая коррекционная деятельность представляется не в форме поучительного, утомленного занятия, а в форме творческого создания условий для развития речи и мотивации на устранение речевых дефектов.
Цель проекта: создание оптимальных условий для реабилитации и развития универсальных учебных действий.
Задачи проекта:
– изучить особенности речевого развития школьников;
– выявить уровни компетентности родителей в вопросах речевого развития своего ребенка и обогатить педагогические знания и умения родителей через совместную творческую деятельность;
– создать план работы над проектом, формируя партнерские отношения с родителями, классным руководителем, объединяя усилия для развития и коррекции речи детей;
– осуществить личностно-деятельностный подход в преодолении речевых нарушений через формирование универсальных учебных действий;
– оценить качество и устойчивость результатов коррекционно-речевой деятельности с ребенком и его семьей.
Результаты логопедической деятельности рассматриваются через взаимодействие компонентов образования:
– Какие универсальные учебные действия сформированы у ученика с речевыми нарушениями на этапе коррекции?
– Какие из сформированных универсальных учебных действий ребенок может применить на практике?
– Насколько активно, свободно и творчески он их применяет?
Этапы проекта: организационный, практическая деятельность, оценочный.
Работа над проектом «Моя первая книга» включается в рабочую программу логопедической деятельности в виде логопедической карты. Логопедическая карта представляет коррекционно-развивающий процесс как целостную систему взаимодействия логопеда, ребенка, учителя начальных классов и родителей. Разработанная страница логопедической карты – проект изучения темы с реализацией этапа проекта. Рассмотрим вариант применения проектирования коррекционно-развивающего процесса.
Дифференциация в устной и письменной речи
Цели:
образовательные
– Наблюдать за несовпадением норм произношения и написания;
– упражнять в написании парных согласных на конце слова и ЖИШИ;
коррекционные – развивать фонематический слух, звукобуквенный анализ;
– развивать связную речь через составление описательного рассказа о животном, построение высказываний, рассуждений, выводов;
– расширять и активизировать словарный запас прилагательных, согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже;
– автоматизировать произношение шипящих во фразовой и монологической речи;
– развивать слуховое и зрительное внимание, память, мыслительные процессы;
– развивать самоконтроль, учебную деятельность, интерес к логопедическим занятиям; воспитательные – учить самостоятельности, активности;
– формировать самооценку
Создание алгоритма оценочного суждения
Средства и методы проекта: чтение художественного произведения и беседа о нем; изготовление собственной книги детьми; театрализованные представления по страницам своих книг; семинары практикумы для родителей; создание методических пособий для родителей и учителя; открытые логопедические занятия; родительские собрания и индивидуальные консультации; презентации и выставки страниц книги; конкурсы в классе, школе и городе.
Результатом проекта является книга, которую изготовил ребенок вместе с логопедом и родителями. Иллюстрации книги сопровождаются текстами собственного сочинения, работая над которыми, решаются образовательные, коррекционные и воспитательные задачи через формирование универсальных учебных действий.
Чем комфортнее чувствует себя ученик, тем успешнее он будет. Таким образом, ничего не навязывая, можно решить учебно-коррекционные задачи. А ребенок, получая удовлетворенность от работы, повышает самооценку. В результате мы получаем самую главную ценность – личность.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)