Механизмы нарушения письма у детей с умственной недостаточностью
Число детей, имеющих проблемы с обучением письму и чтению, неуклонно растет. В последние годы число школьников, страдающих нарушениями письменной речи, увеличилось во много раз. На сегодняшний день «дисграфиков» можно встретить в шестом, седьмом и даже в одиннадцатых классах.
В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков». Письмо – осознанный акт, произвольно строящийся в процессе специального- сознательного обучения. Механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте (с опорой на недостаточно сформированные ВПФ) и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений. Для успешного письма необходимо сформировать у ребенка предпосылки обучения: знание и различение диктуемых звуков речи, верное написание букв, выработанные твердые двигательные навыки. 1,5–2 года необходимы ребенку для того, чтобы письмо из технического акта перешло в средство общения, а навык письма постепенно перешел в письменную речь.
Формирование навыка письма – это сложнейший и длительный биологический процесс. Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов:
– не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма;
– не сформированы мелкие мышцы кисти;
– не произошло окостенение костей запястья;
– не готовы механизмы нервно мышечной регуляции.
В возрасте шести, семи и даже восьми лет ребенок все еще оказывается не готовым к письму. Период до 9 лет является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. До 9 лет кинестетический контроль еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение.
Письмо с самого начала является осознанным актом, поэтому для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи – звуко-произносительной, фонематической и лексико-грамматической. Также в процесс письма активно включаются глаз и рука, во время письма важно взаимодействие слухового, зрительного, двигательного и двигательного компонентов письма. Несформированность любой из этих функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Хочется отметить, что в осуществлении письма принимает участие целая система взаимно связанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга. Поэтому для осуществления акта письма необходима сохранность первичных, вторичных полей слуховой коры левой височной области, которая вместе с нижними отделами постцентральной (кинестетической) и премоторной зон коры принимает участие в осуществлении фонематического анализа и синтеза звуковой речи. Необходима и сохранность зрительно кинестетических отделов коры, без участия которых не может быть осуществлена «перешифровка» фонематической структуры на систему графем с сохранением их топологических особенностей и пространственных координат. Сохранность кинестетических и двигательных (постцентральных и премоторных) отделов коры обеспечивает «перешифровку» графических схем в плавные «кинетические мелодии» двигательных актов. Контроль, программирование процесса письма обеспечивается лобными отделами .
Таким образом, процесс письма может протекать нормально лишь при сохранности сложных взаимодействий корковых зон, практически охватывающих весь мозг в целом.
Далее посмотрим, как организован процесс письма с точки зрения различных уровней.
В структуре письма и его психофизиологических механизмах как сложной деятельности выделяются следующие уровни организации:
– психологический уровень: отвечает за мотив, замысел (о чем писать), смысл (что писать), контроль за выполняемыми действиями;
– психолингвистический уровень: ответственен за процесс, восприятие определенного объема информации и удержание ее в оперативной памяти, актуализацию образов на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровку в соответствующие буквы, актуализацию моторного образа буквы и ее перешифровку в соответствующую букве серию тонких движений руки, написание букв, слов, фраз;
– лингвистический уровень: отвечает за синтагматику и парадигму речи;
– психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий.
Исходя из вышеперечисленных данных, можно сделать вывод, что профилактическую работу надо начинать еще до школы, так как корни проблем в овладении письмом и чтением лежат в дошкольном возрасте.
Чтобы подчеркнуть важность изучаемой нами темы, хотелось бы рассмотреть причины, способствующие появлению нарушений в чтении и письме.
В основе алексии лежат нарушения памяти. Ребенок с алексией плохо запоминает буквы, слоги, не может соотнести их с определенными звуками. Объясняется это слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков. При этом автор отмечал, что интеллект у детей является сохранным.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)