Опыт организационно методической работы учителей особых детей
В работе мы использовали информационно коммуникативные технологии: каждую тему оформили в виде компьютерной презентации, кроме этого, с текстами каждой темы педагоги работали индивидуально за компьютерами.
После обсуждения каждого вопроса воспитатели строили и воспроизводили речевое высказывание, выявляли его этапы; определяли причины речевых нарушений у детей, прорабатывали возможные направления работы по предупреждению нарушений речи.
Чтобы правильно построить работу по формированию произносительной стороны у ребенка и тем более по его исправлению, необходимо знать, как образуются звуки.
Поэтому большое внимание мы уделили характеристике звуков родного языка, работе над ритмико-мелодической стороной речи и системой фонем.
Воспитатели знакомились с органами артикуляционного аппарата, работали индивидуально с зеркалами по теме «Артикуляционные и акустические звуки речи», подробно анализируя каждый звук, составляли план поэтапной работы по формированию произношения щелевых звуков, составляли таблицу появления звуков в каждой возрастной группе.
Проводя рефлексию, отметили важную проблему – трудности при проведении обследования детей. Самое важное и трудное для педагога – это услышать неправильное произношение ребенком звука. Пропуск звука или его замену воспитатели обычно слышат. А вот искаженное произношение звука – не всегда.
Поэтому на четвертом и пятом семинарах «Обследование речи детей» особое внимание мы уделили практическим занятиям, на которых воспитатели учились слышать искаженное, неправильное произношение звуков.
Сначала продемонстрировали обследование несколько детей разного возраста с различными нарушениями звукопроизношения. Воспитатели слушали речь ребенка, высказывали свое мнение, еще раз слушали, как он называет картинки на определенные звуки, а затем все вместе выясняли, каков характер нарушения звука.
Кроме этого, воспитатели в малых группах человека подробно разобрали темы: «Общие принципы обследования», «Материал для обследования», «Проведение обследования», «Оформление результатов обследования», «Выводы по результатам обследования».
Работая над темой «Артикуляционная гимнастика», педагоги учились не только правильно выполнять все упражнения, но и обращать внимание на точность, плавность движений, на умение удерживать в определенном положении губы, язык. К следующему семинару педагоги должны были сделать альбомы для обследования и провести обследование детей своей группы.
Прежде чем приступить к работе по формированию правильного произношения, воспитатели каждой группы детского сада оформили альбомы для обследования, подбирая картинки так, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова; провели обследование речи всех детей в своей группе и заполнили таблицы состояния речи детей.
В результате обследования в каждой группе были выявлены дети, имеющие недостатки произношения, и объединены в подгруппы в зависимости от нарушенных звуков: дети с нарушениями произношения шипящих звуков; дети с нарушениями произношения свистящих звуков; дети с нарушениями произношения сонорных звуков.
На шестом семинаре воспитатели делились друг с другом проблемами при проведении обследования детей, пли планировании индивидуальной работы с каждым ребенком, а также опытом по созданию альбома для обследования детей, проведению речевой диагностики, оформлению результатов обследования.
Для того чтобы научить воспитателей видеть положение органов артикуляции при правильном и неправильном произнесении звука, на каждый вид выделенного нарушения в каждой группе звуков (щечное произношение, замена звука, нечеткое произнесение звука) мы привлекали детей, имеющих эти нарушения.
Затем мы объясняли, почему звуки произносятся неправильно, показывали артикуляцию искажаемого звука и сравнивали его с правильной артикуляцией. Затем совместно с воспитателями мы продумывали общий план работы с каждым ребенком и намечали упражнения по подготовке артикуляционного аппарата для правильного произнесения звука.
В связи с этим нацеливали воспитателей проводить серьезную работу с родителями: родительские собрания и индивидуальные консультации с родителями каждого ребенка, имеющего речевые нарушения, где даны подробные рекомендации, каким образом следует заниматься с ребенком дома, как правильно организовать работу в семье.
Важно было научить родителей, каким образом проводить с ребенком артикуляционную гимнастику (как надо выполнять каждое упражнение данного комплекса, на что следует обратить особое внимание).
Также важно было научить родителей, каким образом развивать у ребенка способность различать звуки речи (упражнения на выделение проблемного звука из ряда звуков, затем из ряда слогов, слов).
С родителями была заключена договоренность, что заниматься с ребенком они будут каждый день по 7–10 минут в форме игры, обязательно фиксируя в специальной тетради дату занятий и прописывая, какие упражнения делали, какие трудности возникали, какой результат занятий.
Через 3 месяца после начала такой работы воспитателями было проведено повторное обследование (срез), который показал, что у большинства:
1) развивается фонематический слух – дети начинают слышать проблемный изолированный звук в ряде звуков; отличать изолированный звук от других звуков;
2) развивается речевое дыхание – дети могут длительно произносить на одном выдохе звуки и слова;
3) развивается подвижность органов артикуляционного аппарата:
– дети, имеющие проблемы в произнесении свистящих звуков, начинают удерживать кончик языка у основания нижних зубов, губы – в «улыбочке», воздушную струю направлять посередине языка;
– дети, имеющие проблемы в произношении шипящих, сонорных звуков, начинают поднимать широкий передний край языка к альвеолам, удерживать его в форме «чашечки», губы – выдвигать вперед и округлять, воздушную струю направлять посередине языка.
На основании результатов обследования воспитатели отмечают положительную динамику в развитии речи каждого ребенка. Следующий шаг – дальнейшая методическая поддержка: совместно с воспитателями мы продумываем дальнейший план работы с каждым ребенком.
Анализ проведенной работы доказывает эффективность взаимодействия педагогов, учителя логопеда и родителей по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)