Теоретико-методологические основы проявления аффективного поведения личности в инклюзивной образовательной среде
Возникновение аффективного состояния обусловлено взаимодействием различных факторов, основными из которых являются сила раздражителя, особенности психотравмирующей ситуации (ситуации психоэмоционального напряжения), которая предшествовала аффекту (аффективной реакции) и была непосредственно при ее возникновении, личностные особенности индивида и индивидуальная значимость раздражителя для личности как вообще, так и непосредственно в пределах психологической ситуации его реализации.
Причинами расстройств являются специфические психологические факторы и, в том числе, особые ценности и установки, которые поощряют и культивируют во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам детей, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивных и тревожных состояний.
Многочисленные исследования свидетельствуют о вреде закрепления у детей негативных эмоциональных состояний, влияющих на их поведение и изменение настроения. У детей с возвышенным, эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, которые могут маскироваться под детскую непосредственность и жизнерадостность. Такие дети с трудом принимают требования других, не соблюдая принятых в школе правил поведения, не переживают по поводу негативных эмоций, быстро забывают собственные обещания. Для детей с пониженным фоном настроения характерна склонность к робости и переживаниям страха. При этом замедляется формирование инициативности, самостоятельности. У этих детей преобладают игровые интересы, но таким детям нелегко вступить в контакт. Они тяжело переживают свою несамостоятельность в обучении, очень трудно привыкают к коллективу.
Особенности взаимоотношений ребенка с людьми, которые его окружают, во многом определяют силу и смысл его эмоционального проявления. Ребенок очень быстро усваивает систему отношений в той сфере, в которой он находится. Причиной аффективных реакций могут быть несоответствие оценки взрослого самооценке ребенка, восприятие ситуации как сложной, конфликтной и одновременно нерешенной, трудности в любой деятельности, ситуации случайной опасности. Аффективные проявления резко меняют состояние внутренних органов, мышечной деятельности и ход психических процессов. У ребенка резко снижается способность к осмыслению окружающего мира и контроля над своими поступками. В результате повторения подобных обстоятельств, вызывающих негативные эмоции, происходит закрепление связи между определенной группой раздражителей и соответствующими им эмоциональными реакциями. Даже вербальное воспоминание об определенных обстоятельствах вызывает аффективные проявления.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие общие диагностические критерии аффективных состояний:
- наличие конфликтной ситуации, которая возникает внезапно (или на фоне длительной конфликтной ситуации действует дополнительный интенсивный раздражитель) и затрагивает наиболее индивидуально значимые для личности потребности (угроза жизни, здоровью, самоуважению, социальному престижу и т.п.);
- развитие аффективного состояния непосредственно после возникновения конфликтной ситуации;
- наличие эмоциональных проявлений в виде гнева, страха, отчаяния, ощущений ненависти, обиды, недовольства, ярости и тому подобное;
- наличие вегетативных проявлений в виде покраснения или побледнения лица, дрожание рук, сухость во рту, перебои в работе сердца, ощущение нехватки воздуха и тому подобное;
- наличие моторных проявлений (двигательное возбуждение различной степени интенсивности);
- расстройство коммуникативных (речевой, мимико-пантомимической т.п.) функций;
- длительность: для аффектов - до нескольких минут, для аффективной реакции - до нескольких часов.
Таким образом, аффективность поведения может вызвать осложнения в развитии личности. Устойчивые аффекты деструктивного характера не только затрудняют психическое развитие, но и могут вызвать значительное искажение, привести к необратимым последствиям. Ведь определение характера аффективности, ее показателей - важный вопрос на всех этапах развития. Соответствующие изменения в социальном окружении, специальные методы воздействия могут снять нежелательные эмоциональные реакции и предупредить возникновение деструктивных аффектов в поведении личности. А приведенные методические подходы и диагностические критерии позволят оптимизировать диагностику аффективных состояний.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)