Интеграция студентов с особыми потребностями в высшем учебном заведении
Интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями, их социальная защита, психолого-педагогическая поддержка является одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений политики каждой развитой страны как в образовательной, так и в социальной сфере, поскольку отношение к человеку с инвалидностью во многом является показателем уровня цивилизованного демократического устройства государства.
Преодоление человеком с инвалидностью изолированности, отчужденности, реализация прав и возможностей, чувства быть равноправным и полноценным членом общества, возможны не только при медицинской, социальной, психологической поддержке, но и благодаря формированию у него жизненного внутреннего стержня, который проявляется в духовно-моральных ценностях.
Нравственное воспитание невозможно вне общества или даже среди людей с подобными особыми проблемами. Личность реализуется полностью лишь в коллективе, а из этого следует необходимость нравственного воспитания всего коллектива, в нашем случае - студенческого.
Всесторонний анализ научных трудов позволяет констатировать, что в условиях высшего учебного заведения у молодого человека с физическими ограничениями появляется возможность реализовать свои способности, приобрести социальный опыт, больше понять себя, разобраться в своих чувствах, взаимоотношениях с другими людьми, обществом. У него появляется новый круг интересов, разнообразной деятельности: обучение, общение, самовоспитание, что должно стать социально-педагогической базой для ценностных ориентаций студента, и привести к появлению интереса к вопросам морали, духовности, искусства, религии.
Самым важным для студенческой молодежи из числа инвалидов является период адаптации к условиям обучения в высшем учебном заведении, приобретение нового статуса, усвоение новых социальных ролей.
Студенты с ограниченными возможностями имеют определенные проблемы, которые появились в предыдущие периоды жизни и обучения и существенно влияют на их познавательную активность, интеграцию в образовательную среду. Среди них:
- пробелы в знаниях;
- трудности в восприятии учебного материала в общепринятом виде;
- сниженная работоспособность, повышенная утомляемость и истощаемостью, нарушение концентрации внимания;
- повышенная уязвимость к инфекционным заболеваниям и, в связи с этим, проблемы с посещением занятий;
- низкий уровень физической подготовки;
- дефицит коммуникабельности;
- недостаточная ориентация в социуме, низкая социальная активность;
- привычка к снисходительному отношению, завышенные представления о своих возможностях;
- низкий уровень мотивации достижения цели, ощущение потери будущего;
- низкий уровень самоактуализации, нерешительность;
- низкая самооценка, неразвитость самоконтроля;
- повышенная тревожность, впечатлительность, эмоциональная неустойчивость, депрессивные состояния и т.д.
Итак, негативность ситуации для студентов с ограниченными физическими возможностями усугубляется еще и тем, что почти все они ощущают ограниченное общение со сверстниками, физическое недомогание. Очень часто молодые люди не имеют возможности даже выходить на улицу, незащищенные от растущего информационного воздействия, обеспечиваемого электронными средствами массовой информации, которые для этой группы молодых людей являются чуть ли не единственным средством связи с внешним миром.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)