Принципы деятельности специального общеобразовательного заведения
Краткое описание основных принципов, которыми должен руководствоваться в своей деятельности воспитатель специального общеобразовательного заведения для умственно отсталых детей, в соответствии с которыми нужно выбирать стратегию и тактику внеклассной воспитательной работы.
- Формирование личности школьника на основе изучения особенности развития ребенка и коллектива, в котором он находится. Формирование личности школьника возможно только на основе постоянного всестороннего изучения детей в процессе их обучения и воспитания: их отношения к любому виду деятельности, к себе и своим возможностям, к членам своего коллектива и собственного положения в нем.
Это даст основания для выяснения причин трудностей, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, и оказания им необходимой квалифицированной помощи в решении сложных или конфликтных ситуаций. Понимание истинных мотивов действий и поступков учащихся, конкретность при оценке поведения школьников (с последовательной и развернутой аргументацией при оценке) позволит избежать субъективности при оценивании. А применение специальных приемов анализа конфликтных или противоречивых ситуаций и поступков школьников - найти действенные средства воспитательного воздействия.
В процессе воспитания педагог должен опираться на понимание личности умственно отсталого ребенка с учетом закономерностей его психического развития; определять степень коррекционного воздействия на развитие ребенка в зависимости от характера, времени возникновения нарушения и глубины поражения, и создавать надлежащие условия в рамках специальной организации воспитательного пространства; проектировать отдаленные цели и результаты воспитания и развития с соответствующим содержательным, технологическим и материальным обеспечением. Знание педагогами приемов изучения и оценки индивидуальных особенностей и черт личности школьника, владение разносторонней психодиагностической информацией о воспитанниках позволяет находить наиболее оптимальные и эффективные пути педагогических воспитательных воздействий, прогнозировать успехи и неудачи, проектировать и создавать психологический климат в классном коллективе, предусматривать случаи
психологической несовместимости, или, наоборот, сплоченности коллектива и тому подобное.
- Сочетание работы по формированию социально ценных личностных качеств с коррекционной работой.
Работа по формированию личностных качеств умственно отсталого школьника должна сочетаться с чисто коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков характера и поведения, которые возникли в результате несовершенного и неполноценного жизненного опыта. Коррекционные усилия должны быть направлены на преодоление разрыва в развитии сознания, поведения, характера и чувств у школьников; на преодоление расхождения между словом и делом; намерениями, желаниями и фактическими поступками; между умом и эмоциональными проявлениями. Нравственное поведение, мировоззрение формируются из-за влияния на чувственный опыт и эмоциональную сферу путем максимального привлечения каждого воспитанника в практическую деятельность детского коллектива, поскольку в воспитании детей с психофизическими ограничениями на всех возрастных этапах общения учащихся между собой и с другими людьми является самым доступным и самым важным источником обогащения этического опыта.
При этом нельзя ограничиваться организацией и фиксацией только внешних воздействий на личность. Необходимо контролировать процесс восприятия личностью различных впечатлений, реагирования, оценки и присвоение их; соответственно направлять, добиваясь обратной деятельности воспитанников, стимулируя их общение с другими людьми.
- Ориентация коррекционно-воспитательной работы на преодоление социальных и психологических последствий расстройства.
Отклонения в развитии приводят к нарушениям связи ребенка с социумом, к невозможности овладеть социальным опытом, который ребенок с нормальным развитием приобретает без специально созданных условий. Преодолеть так называемый «социальный вывих», по выражению Л. С. Выготского, что является основной причиной детской анормальности, можно только в условиях специально организованного обучения и воспитания, направляя педагогическое воздействие именно на вторичные отклонения, поскольку они в значительной степени подвержены коррекции. Следовательно, в процессе коррекционно-воспитательной работы педагог должен направлять внимание не столько на специфику расстройств в развитии того или иного ученика, сколько на преодоление социальных и психологических последствий расстройства.
- Учет специфики процесса обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
В процессе воспитания внимание педагога должно быть направлено на реализацию основных принципов обучения: необходимость органического объединения коррекционного обучения и воспитания; содействие оптимальному усвоению знаний и развитие познавательных возможностей учащихся; соответствие требований, предъявляемых к ним, их психофизическим возможностям.
Непременным условием организации внеклассной воспитательной работы должен стать учет специфики процесса обучения и воспитания детей с умственными недостатками: медлительность процесса обучения; необходимость более простого изложения учебного материала; повторяемость в обучении; индивидуальный и дифференцированный подход; предметно-наглядный и практический характер обучения; опора на более развитые способности ребенка и преодоление общей недостаточности ее интеллектуальной сферы; специальная организация всех видов деятельности учащихся; руководящая роль педагога в учебно-воспитательном процессе. Учитывая это на каждом этапе развития ребенка должны ставиться такие задачи, которые доступны ученикам и в то же время требуют от них мобилизации всех потенциальных возможностей.
- Определение основным объектом процесса воспитания формирование социального поведения школьника.
В процессе воспитания важно обеспечить не только усвоение ребенком социального опыта, но и превращение его в собственные ценности, установки, ориентации, ведь известно, что личность возникает лишь тогда, когда внешние требования, предъявляемые человеку, становятся внутренними требованиями самого субъекта - основой его инициативного поведения как результата преимущественно осознанных действий. И чрезвычайно важным при этом является то, что момент преобразования социального опыта предполагает не просто его пассивное принятие, но и активность индивида в применении такого опыта. Поэтому содержание воспитательной работы должно предусматривать целенаправленное влияние на поведение ребенка с целью выработки у него навыков и привычек социального поведения. Ведь усвоение учащимися определенных поведенческих навыков еще не обеспечивает правильного поведения. И основная причина заключается в том, что приобретенные знания и сформированные навыки не подкреплены привычкой. Поэтому необходимо создавать условия, которые максимально способствовали формированию полезных привычек и ослаблению, сведению к минимуму вредных; развития самооценки и самоконтроля ученика для того, чтобы он сам, без посторонних напоминаний придерживался позитивных и преодолевал (по возможности) негативные привычки. Создание необходимых условий для осуществления детьми положительных поступков, обеспечение формирования у них соответствующих устойчивых привычек в различных видах деятельности, способствовать образованию положительных черт характера, что, в свою очередь, будет обуславливать соответствующий способ их поведения.
- Достижение результативности процесса понимания воспитанников воспитателем.
Для эффективной организации воспитательного процесса необходимо, чтобы процесс понимания воспитанников воспитателем в целом был результативным. Поэтому педагог должен обладать такими качествами:
- способностью воспринимать и адекватно интерпретировать поведение ребенка в каждый момент его деятельности и общения;
- фиксировать изменения в чувствах и поступках, определять причины, которые привели к этим изменениям;
- умением выявлять и сравнивать характер изменений, которые наступают в вербальном и невербальном поведении воспитанников, делать правильные выводы;
- умением избегать субъективного объяснения и оценки поведения воспитанников;
- способностью вовремя принимать и правильно оценивать эмоциональное состояние ребенка через экспрессивные моменты общения (мимика, поза, жесты и движения, интонация и темп речи).
Указанные направления деятельности воспитателя, безусловно, не исчерпывают того широкого круга задач, которые необходимо решать ежедневно, одновременно все они должны составлять четко продуманную систему коррекционных воздействий на учащихся, рассчитанную на длительное время, и такую, которая бы способствовала формированию личности школьника в целом. Существенным при этом является соблюдение единства и согласованности педагогических воздействий на воспитанника со стороны всех субъектов воспитания, а также соблюдение последовательности в коррекционно-воспитательной работе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)