Технология изучения обучаемости в контексте учебно-диагностического подхода в дифференциальной диагностике
Научные исследования в области дефектологии, а также практика обучения и воспитания детей с различными формами интеллектуальных нарушений, в том числе с задержкой психического развития и умственной отсталостью, убедительно доказали, что основным отличием этих детей являются разные потенциальные возможности развития и обучения, которые проявляются в неодинаковой способности этих детей овладевать знаниями по определенной учебной программе.
Своеобразие психодиагностики отклонений в умственном развитии заключается в том, чтобы с учетом низкого уровня предыдущих достижений ребенка и разносторонних данных предварительного его изучения, оценить его потенциальные возможности к обучению. Наиболее достоверным критерием оценки их у ребенка является обучаемость. Итак, выяснение особенностей обучаемости ребенка - это главный вопрос, на который нужно получить ответ, диагностируя его интеллектуальное развитие. Диагностика обучаемости требует особых условий проведения обследования, во время которого ребенок не только изучается, но и учится. Такое кратковременное обучение, прежде всего, предусматривает диагностическую цель - выяснить, как быстро и на каком уровне качества у ребенка сформируются те умственные действия, которые были ранее ему недоступны. Именно такие данные о ребенке являются наиболее прогностическими в его потенциальных возможностях развиваться. Обеспечение таких условий является наиболее целесообразным для изучения детей с недостаточным психофизическим развитием дошкольного, а также младшего школьного возраста. Это обусловлено тем, что из-за неблагоприятных обстоятельств развития опыт, знания, умения в них накапливаются значительно медленнее и бывают ограниченными, сугубо мыслительные действия недостаточно сформированы, навыки практического взаимодействия с окружающими и общения со взрослыми находятся на этапе становления и по сравнению со здоровыми сверстниками заметно отстают в развитии. Решение этих задач требует адекватного диагностического инструментария - специальной методики обследования.
Отбор задач по методике изучения обучаемости. Для изучения обучаемости необходимы специальные диагностические задачи, которые должны удовлетворять следующим требованиям:
- Задачи, простые и привлекательные по содержанию, выполняются в форме игры. Выполнение их предусматривает элементарные знания об окружающем мире, которыми ребенок уже большей или меньшей степени обладает. Это связано с необходимостью обязательного включения детей с различными интеллектуальными возможностями в процесс выполнения диагностических задач. Хорошо, когда однотипных задач несколько: простые и сложные.
- Все задания направлены на выявление обучаемости как основного показателя потенциальных возможностей интеллектуального развития ребенка. Однако эта способность исследуется на разном материале. Детям предлагаются игры-задачи, решая которые они выполняют различные практические действия игрушками, рисунками, картами с изображениями. В процессе таких действий дети демонстрируют свою способность оперировать сенсорными эталонами (цветом, размером, формой). Называя признаки предметов или их изображений, сравнивая эти предметы по общим признакам и группируя их, дети демонстрируют сформированность у них мыслительных действий и операций.
- Содержание задач предполагает создание условий для того, чтобы ребенок мог сам научиться выполнять те или иные действия и достигать цели, а следующие схожие задачи выполнять успешно. После завершения ребенком выполнения задания при помощи взрослого, целесообразно дать ему выполнить ту же задачу повторно, уже без помощи, чтобы убедиться, усвоил ли он способ действия.
- Выполнение каждого задания предусматривает предоставление ребенку помощи по мере того, как у него возникают трудности. Происходит активное взаимодействие взрослого и ребенка: доброжелательное поощрение, повторение инструкции, демонстрация образца, подсказка. Смысл такой помощи в том, чтобы наблюдать, как ребенок может воспользоваться ею. Это дает возможность анализировать процесс выполнения задания, видеть трудности и то, как он находит способы их преодоления. Особенности мыслительной деятельности ребенка, которые проявляются в процессе выполнения заданий, имеют значительно большую диагностическую ценность, чем простая фиксация конечного результата.
Характеристики составляющих обучаемости детей с разным интеллектуальным развитием. Материалы качественно-количественного анализа особенностей хода выполнения всех экспериментальных задач исследуемыми детьми дали основания для характеристики составляющих обучаемости детей с различным интеллектуальным развитием.
Относительно исследуемых детей выбранного возраста выбор именно обучаемости диагностически значимым показателем умственного развития является наиболее целесообразным и адекватным. Он полностью согласуется с возрастными особенностями психического развития дошкольников. Ведь в начале дошкольного возраста опыт, знания, умения только накапливаются и являются естественно ограниченными, сугубо мыслительные действия только формируются и имеют выразительную возрастную специфику. Навыки практического взаимодействия младших дошкольников с окружающим миром и общение со взрослыми находятся в стадии становления. Диагностику интеллектуального развития ребенка необходимо осуществлять в деятельности, при решении им посильных задач, постоянно поддерживая его собственную активность и предоставляя строго дозированную, специально продуманную помощь, т.е., создавая искусственно учебную ситуацию. Успешность решения познавательных задач дошкольника в ситуации обучения зависит от таких составляющих интеллектуальной деятельности: уровня общей осведомленности, особенностей взаимодействия со взрослым, сформированности мыслительных действий и операций, обучаемости, работоспособности.
Итак, обучаемость, как общая способность к обучению, конкретизируется в комплексе различных показателей, составляющих ее внутренней и внешней компонент, и обеспечивает осуществление мыслительной деятельности. При отклонениях в развитии основным объектом психологического изучения должны быть особенности деятельности ребенка. Предметом анализа при нарушенном развитии должен стать весь процесс выполнения задания. Качественная характеристика особенностей деятельности при выполнении задач имеет не меньшее значение для диагностики, чем достижение или недостижение конечного результата.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)