Приложение 3. Адаптации для обеспечения инклюзивного образования
Представленная в этом приложении контрольная таблица поможет вам выяснить потребности своего ребенка и предложить способы для эффективного их обеспечения в школе. В частности, в ней говорится о том, каким образом корректировать время, отводимое для усвоения новых понятий, о путях создания оптимальной учебной среды в классе, методики подачи материала, варианты адаптации при проверки знаний, поддержку для налаживания положительного социального взаимодействия, способы повышения мотивации и подкрепления нужных навыков. Важно все время
помнить об этих аспектах: когда вы знакомите своего ребенка со школой,
обдумываете необходимые виды оценки или участвуете в процессе разработки его индивидуального учебного плана. Соблюдение рекомендаций по этому приложению поможет обеспечить более благоприятные и инклюзивные условия школьного обучения для вас и вашего ребенка.
Время:
предоставление дополнительного времени
постоянная смена видов деятельности
перерывы
отказ от задач, которые предусматривают списывания в тетрадь за установленный промежуток времени
использование домашнего набора текстов и материалов для предыдущего
знакомство с темой и для повторения
среда:
рассадки по желанию
предварительно определенное место в школьном автобусе, классе, столовой, аудитории и т.д.
изменение организации физического пространства в классе
точное обозначение отдельных участков в классной комнате и в школе в целом
уменьшение / минимизация количества отвлекающих факторов (визуальных, слуховых, пространственных, двигательных)
формирование навыков использования пространства (с помощью положительных правил)
Представление учебного материала:
адаптация методики преподавания в учебном стиле ученика (например, лингвистического, кинестетического, логико-математического и т.д.)
использование специализированных программ и услуг
использование аудиозаписей для повторного прослушивания объяснений учителя и обсуждений
предоставление конспекта
демонстрация функционального применения академических навыков
применения демонстрационных материалов (например, моделей)
использования манипуляционного материала
выделение ключевой информации
предварительное ознакомление с новой лексикой
создание / применение списков новых слов
объяснения или предоставления материалов простым языком; использование заданий, написанных простым языком
применение комплексных средств для развития коммуникативных навыков (устного и жестового языка, восприятия понятий на слух, письменных и визуализированных материалов)
применение метода облегченной коммуникации
материалы:
внимание к расположению материала на странице
применение аудиозаписей учебных текстов и / или других материалов, которые используются во время урока
применение специально распечатанных учебных материалов, которые готовит учитель
выделение текста / предоставление методических указаний
применения дополнительных материалов
возможность воспользоваться помощью для ведения конспекта (которую предоставляет товарищ или ассистент учителя)
увеличенный шрифт
применение специального оборудования (например, компьютера, калькулятора, слуховой аппаратуры, диктофона, программы голосового ввода текста, клавиатуры и т.д.)
Задание:
предоставление пошаговых указаний краткими, четко оформленными блоками (например, в письменной форме, устно, на картинке)
сопровождение устных указаний письменными материалами, которые кратко отражают их суть
снижение уровня сложности
уменьшение объема задания
уменьшение количества письменных задач
использование дополнительных памяток и подсказок
предоставление возможности напечатать работу на компьютере, подготовить ее в аудио- или видео формате
адаптация рабочих листов, комплексных материалов для выполнения задач
не снижать оценку за орфографические ошибки / плохой почерк
самоорганизация:
визуальное расписание на день
календарь
постоянные проверки материала и его повторения
просьба к родителям закреплять нужные навыки дома
ученики повторяют указания учителя
развитие навыков учебной деятельности
использование различных схем и памяток для организации учебного материала
разработка / оформление / применение графиков для подготовки больших долгосрочных задач
проигрывания «реальных» жизненных ситуаций для отработки нужных навыков
Адаптации во время теста:
устная проверка
вопросы - краткий ответ
аудиозапись
задания на выбор правильного ответа из представленных вариантов
картинки
зачитывания теста для ученика
предварительное ознакомление с словами, используемых в заданном тесте
модифицированный формат
уменьшение объема
дополнительное время
проведения теста другим работником (например, тест проводит ресурсный учитель и т.д.)
Поддержка в налаживании социального взаимодействия:
поощрение учащихся отстаивать свои интересы и поддерживать друг друга
внедрение практики взаимо образования по принципу «равный - равному »
структурирования деятельности с целью создание возможностей для социального взаимодействия
акцент на социальных процессах, а не в конечном продукте
структурирования совместной деятельности учеников в школе и вовремя внешкольных мероприятий
кооперативное обучение в группах
объединение учеников в пари для общего обучения и взаимоподдержки с периодичным изменением состава таких пар
развитие навыков для поддержания дружеских отношений, например, умение обсуждать / договариваться
формирование социально коммуникативных навыков (например, здороваться, делиться, чередоваться)
Мотивация и подкрепление:
использования вербальных подсказок (например: «Молодец, Джонни!")
использование невербальных подсказок (например, погладить по голове)
использование положительного подкрепления (например, вознаграждение положительного результата)
использование символического подкрепления (например, жетоны, фишки, монетки за хорошее поведение)
организация видов деятельности в определенной последовательности для мотивации ученика (например: «Сначала реши все задачки по математике, и потом пойдешь на перерыв»).
подкрепления инициации учеником определенной деятельности
предложение выбора
акцент на сильных сторонах / интересах
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)