Особенности организации воспитательной работы в студенческих академических группах интегрированного типа
Проблема совершенствования системы обучения, воспитания и социальной адаптации студентов с нарушением психофизического развития является актуальной проблемой всех стран мира и важным показателем развития общества.
В высшем учебном заведении интегрированного типа, где обучение должно осуществляться с учетом возможностей студентов, их психической, интеллектуальной и духовной зрелости, особую актуальность приобретает развитие у будущих специалистов социальной сферы гуманного, заботливого и милосердного отношения к людям с особыми образовательными потребностями.
Воспитательная работа со студенческой молодежью - важная составляющая образовательного процесса, которая призвана способствовать всестороннему развитию личности студентов, формировать гуманистическое и демократическое мировоззрение, высокую культуру и высокие моральные качества, воспитывать их гражданскую позицию и патриотические чувства. Воспитание студенчества - это процесс, ориентированный на проблемы, связанные со спецификой вуза, а именно на формирование продуктивных отношений студента с особыми потребностями с окружающими для предупреждения их дезадаптации в студенческом коллективе.
Особое место в организации воспитательного процесса высшей школы отводится решению задач профессионального воспитания, целью которого является формирование у студентов уважения к выбранной специальности, выработка необходимых для черт, умений и навыков.
Кураторы могут стать эффективными посредниками между субъектами образовательно-воспитательного процесса. Сочетая в своей работе преподавательские и воспитательные функции, куратор имеет возможность обеспечить целостность образовательного процесса, создав систему тех специфических коммуникаций, которые представляют собой социальную ситуацию гармоничного профессионально-личностного развития будущих специалистов.
Для достижения результативности воспитательного процесса важно учитывать следующие условия:
- формирование нравственности личности происходит на основе деятельности человека и его общения с окружающими;
- соотнесение внешних воздействий с индивидуальными особенностями личности;
- знание источников и движущей силы самоопределения личности.
- выполняет следующие функции:
- диагностическую;
- прогностическую;
- посредническую;
- охранно-защитную;
- превентивную;
- эвристическую;
- организаторскую;
- мобилизующую;
- аналитическую;
- коммуникативную.
- воспитательной работы куратора является сплочение группы. Для этого в группе необходимо проводить различные мероприятия, в организации которых должны принимать участие все студенты.
- работа должна быть организована дифференциально, учитывая особенности различных категорий студентов, их жизни и быта, сочетание массовых, групповых, индивидуальных форм и средств воспитания.
- основных форм воспитательной работы кураторов выделяются:
- кураторские часы, которые могут проводиться в виде бесед, «круглых столов», дискуссионных клубов, других мер воспитательного воздействия в студенческих аудиториях и общежитиях (с привлечением специалистов разного профиля);
- культпоходы по историческим местам родного края, в музеи, картинные галереи, на выставки, в театры;
- индивидуальная воспитательная работа со студентами с учетом их индивидуальных особенностей.
- кураторам в проведении воспитательной работы в академических группах интегрированного типа:
- создание психолого-педагогических условий для обеспечения особого подхода к студентам с физическими ограничениями с учетом специфики болезни, пороков, психологического состояния, психологических или социальных проблем;
- соблюдение правил общения со студентами в соответствии с разными нозологиями;
- обеспечение равных возможностей для студентов с ограниченными психофизическими возможностями и студентов с нормальным развитием;
- проведение воспитательных мероприятий, направленных на воспитание духовно-нравственных ценностей у студентов с физическими ограничениями, развитие их коммуникативных и организационно деятельностных способностей;
- изучение индивидуальных психологических особенностей каждого студента;
- создание условий для реализации интересов и жизненно необходимых потребностей молодых людей с особыми потребностями путем организации досуга;
- формирование положительной «Я-концепции» студента;
- содействие выработке у студентов этой группы навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, положительного решения конфликтных ситуаций и тому подобное;
- воспитание у студента с особыми потребностями самостоятельности, навыков самообслуживания, культурного поведения.
- , при условии создания интегрированной воспитывающей среды на принципах сосуществования, сотворчества, направленного на преодоление социальной изоляции, организация воспитательной работы в учебное и внеучебное время, способствует образовательной и социальной интеграции студентов с ограниченными физическими возможностями.
- зрелость студентов с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования
- - это человек, который живет и действует в определенных общественно-исторических условиях, занимает определенное место в обществе и характеризуется сознанием. В личности концентрируются особенности общества, основные его черты. Поэтому понять жизнь личности с особенностями психофизического развития можно, только рассматривая ее в конкретных условиях, в деятельности и отношениях с одногруппниками, анализируя ее социальный статус и место в общественных отношениях.
Личность, как и всё в психике человека, формируется путем усвоения или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта. Опыт, имеет непосредственное отношение к личности.
- из ведущих этических характеристик личности является присущее ей чувство ответственности за то, что с ней происходит, за жизнедеятельность в целом, за то, насколько она самостоятельно в своем жизнетворчестве.
- зависимости от самостоятельности выделяют две группы личностей, а именно: интерналы, которые пытаются быть ответственными, объяснять собственными индивидуальными свойствами, поведением, все, что произошло с ними в данной ситуации. Они берут всю ответственность на себя, характеризуются такими чертами, как последовательность, уверенность, выдержанность.
- в сложной ситуации уверены, что бороться не нужно, ведь виновными в их проблемах являются окружающие (другие люди, окружающая среда). Для них характерна тревожность, подозрительность, агрессивность, авторитарность.
- человека как личности обусловлено не только направленностью и формами организации воспитательных воздействий, но и насколько активно он принимает данные действия.
- становится похожей на улей, пчелиный рой, который никогда не является постоянным. Он всегда видоизменяется, модифицируется.
- личностной зрелости может выступать «осуществление человеком свободного личностного выбора».
- образом, инклюзивные коллективы обеспечивают студенту с особенностями психофизического развития осознание функциональной значимости в процессе интеграции в учебную среду, способность к занятиям, должное место в студенческом коллективе. Вуз создает специальную активность, направленную на процесс освоения специальной сферы общественного опыта, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, подчинение и т.п. Данный процесс всегда является эмоционально наполненным, часто субъективно творческим. Развитие студента с особенностями психофизического развития происходит как во внутреннем пространстве личности, так и в пространстве связей индивида с другими людьми.
- эффективным механизмам образования цели, доминирующей или выраженной альтруистической направленности личности, принятию на себя ответственности за события своей жизни, студент с особенностями психофизического развития способен к личностному росту.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)