Коррекционно-развивающий принцип
Коррекционно-развивающий принцип направлен на коррекцию и развитие познавательных процессов у школьников, обеспечивает формирование и коррекцию высших форм психической деятельности: логического мышления, мотивов читательской деятельности, эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения. Коррекционное влияние учебно-воспитательного процесса на интеллектуальные нарушения умственно отсталых учеников лучше осуществляется при условии направления его на формирование высших психических функций.
Соблюдение принципа единства содержания и формы художественных произведений, с которыми работают умственно отсталые подростки, взаимопроникновение содержания и формы обеспечивается не только планами авторов и развитием литературоведческой науки, но и:
- государственным стандартом по чтению;
- учебными программами по чтению для специальных общеобразовательных учебных заведений для умственно отсталых детей;
- учебниками по литературному чтению для этой возрастной категории учащихся;
- различными методическими материалами.
Внимание принципу избирательности необходимо потому, что к выбору анализа художественных произведений умственно отсталыми учащимися используются разные подходы. Если произведения имеют незначительный объем, то анализируются целостно. В более объемных произведениях анализу подлежат отдельные эпизоды или эпизод. Правильный и целесообразный выбор соответствующего анализа произведения обеспечит учет особенностей идейно-художественной системы данного произведения, рекомендаций учебной программы по чтению, возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учащихся класса. Каждая новая генерация по-своему прочитывает одно и то же произведение, создавая для себя его собственный контекст. Старшие и младшие поколения по-разному интерпретируют прочитанный материал.
Анализ литературного произведения требует учета индивидуального читательского восприятия каждого умственно отсталого ученика-читателя. Придерживаясь принципа индивидуального подхода, учитываются положения герменевтики, раскрывающие процесс коммуникации между читателем и автором.
Целостное представление учащихся о художественном произведении помогает сформировать принцип целостности. В процессе анализа литературное произведение лучше воспринимается в системе конкретно-исторических и общечеловеческих взглядов в его идейно-эстетическом единстве, то есть целостно.
Отсутствие целенаправленной деятельности учителя в целостном восприятии произведения учениками порождает неполноценное, фрагментарное восприятие, что проявляется в неспособности объединить отдельные эпизоды и сцены в единую картину.
Анализ литературного произведения - это система раздражителей, рассчитанная на эстетическую реакцию читателя. Поскольку у умственно отсталых учащихся эмоциональная сфера недоразвитая, в работе с ними в процессе анализа художественного произведения придерживаются принципа эмоциональности.
Эмоции - реакции человека на действие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды переживаний. Читая и анализируя художественное произведение, умственно отсталые подростки, благодаря эмоциям, воспринимают, осмысливают, представляют и переживают прочитанное. Анализ литературного произведения будет эффективным при условии переживания учащимися при этом эстетического наслаждения.
В процессе анализа художественного произведения избегают категоричности и догматичности, никогда не навязывают ученикам общепринятых взглядов на определенное произведение, которое читается и анализируется, а анализируют их с точки зрения доступности, целесообразности, достаточности, чем обеспечивается соблюдение принципа толерантности.
Анализируя с учащимися на уроке художественное произведение, придерживаются культурологического принципа, учитывая связи художественной литературы с другими видами искусства, в том числе с живописью, поскольку художественная литература как вид искусства не может существовать и функционировать изолированно от других видов искусства. Использование различных искусств на уроке литературы позволяет «озвучить» и «оживить» текст, пробудить у читателей целую гамму чувств и ассоциаций; в идеале реципиент должен воспринимать произведение словесного искусства с включением всех механизмов синестезии.
Эффективность формирования читательской компетентности зависит не только от применения различных общих учебных и специальных методов обучения, но и от методов обучения литературы: эвристического, творческого чтения, репродуктивного, исследовательского.
Благодаря эвристическому методу учащиеся выполняют разнообразную деятельность, что помогает проникнуть в содержание читаемого материала, понять его смысл:
- анализируют эпизод или целое произведение;
- пересказывают прочитанное с целью его анализа;
- подбирают цитаты, вопросы;
- проводят сравнительный анализ произведений разных искусств.
Результатом всей работы над текстом произведения является написание сочинения-миниатюры на частичные или обобщающие темы. С целью восприятия школьниками сущности художественного произведения используется метод творческого чтения, который особенно благоприятен для развития воображения, образного мышления, стимулирования творческой активности школьников.
Для реализации данного метода применяются различные приемы: комментированное чтение, чтение в лицах, повторное чтение, чтение под музыку, беседа с целью выявления впечатления учеников от прочитанного и направления их внимания на идейные и художественные особенности произведения. Благодаря данному методу учеников обучают комментировать содержание прочитанного произведения, а введенные в беседу эвристически направленные вопросы, помогают школьникам доказывать свои мысли по поводу прочитанного, составлять устные и письменные произведения-миниатюры повествовательного характера с выводами о героях прочитанных произведений, их поступках, об изображенных событиях, явлениях.
Опора на приемы репродуктивного метода способствует лучшему усвоению содержания прочитанного, пониманию смысла, познанию личности автора произведения. Применение сравнительного анализа характеристики событий, явлений, поступков, характеров героев, сравнение их с положительными поступками учеников, обеспечивает реализацию ценностно-мотивационного компонента читательской компетентности. Учащиеся проявляют желание прочитать проанализированные произведения, у них формируется положительная мотивация к чтению в процессе сравнения себя с героями прочитанных произведений. Коррекционный эффект усиливает связь того, что изображено в произведениях, с конкретными жизненными ситуациями. Выборочная актуализация информации (характеристика отрывков, определенных изображенных событий, явлений, внешнего вида и черт характера героев) способствует развитию диалогической и монологической речи, позволяет применять полученные знания и умения в читательской деятельности.
Надлежащим образом сформировать читательскую компетентность поможет соблюдение соответствующих организационных, психолого-педагогических и ресурсных условий.
Организационные условия формирования читательской компетентности составляют:
- усиление взаимодействия классной и внеклассной работы по чтению в процессе подготовки активного читателя;
- системное взаимодействие всех субъектов подготовки: учеников, учителей, воспитателей, библиотекарей, родителей.
К психолого-педагогическим условиям относятся:
- главное - личность ребенка, которая должна сформироваться благодаря данной деятельности;
- учет типологических и индивидуальных особенностей каждого ученика;
- воспитание познавательной активности;
- приучение к самостоятельности - научить учиться;
- опора на жизненный опыт учащихся, их интересы;
- учет жизненных планов подростков, их корректировка;
- внимание к тендерным особенностям;
- учет места обучения учащихся - сельская или городская школа;
- соблюдение гуманистического подхода к школьникам;
- принятие учениками читательской деятельности, как фактора, способствующего более активному формированию деятельности, в том числе и такой ее составляющей, как читательская компетентность;
- проектирование содержания читательской деятельности с учетом межпредметных связей;
- модернизация содержания, форм, методов, научно-методического обеспечения читательской деятельности на основе требований деятельно-компетентностного подхода.
Условия ресурсного обеспечения:
- переподготовка педагогического персонала (учителей, воспитателей, библиотекаря);
- обеспеченность современным научно-техническим оборудованием;
- совершенствование информационного обеспечения (использование аудио-видео-аппаратуры и мультимедийное сопровождение уроков, компьютерное тестирование и т.п.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)