Способы психологической поддержки детей инвалидов из трудных семей
Способом психологической поддержки созависимых детей является реабилитация. Реабилитация – мероприятия, направленные на восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций, улучшение его жизнедеятельности, усиление заботы о нем. Осуществление психологической реабилитации детей, у которых родители алкозависимые, помогает вернуть им осознание человеческой ценности, значимости, признание этой ценности и в другом человеке. На этом основании формируются требования человека к себе, к своему поведению и поступкам. Работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер, обязательно учитывая психические особенности детей. Коррекция нервнопсихических нарушений у детей родителей алкоголиков предполагает проведение лечебно оздоровительных и психолого педагогических мероприятий .
Дети родителей алкоголиков часто подвержены стрессу, у детей наблюдается низкая самооценка, нечеткое представление собственного Я, дети не имеют навыков коммуникации, наблюдаются отклонения в эмоциональном плане. Для коррекции таких психоэмоциональных проявлений рекомендуется проводить с детьми упражнения с элементами арт-терапии, сказко-терапии, тренинги личностного роста – это способствует положительной динамике в развитии ребенка. Творческие занятия дают возможность ребенку выражать себя, тем самым приобретая навыки, которые необходимы в повседневной жизни каждому человеку.
Психолого-педагогические мероприятия должны быть направлены на коррекцию психоэмоционального состояния детей. Так на базе учреждения «Краевой центр семьи и детей» была реализована коррекционная программа, направленная на снижение тревожности, повышение самооценки, повышение навыков саморегуляции, коммуникации, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа состояла из 8 занятий, каждое содержало в себе несколько упражнений с элементами игро-терапии, и имело определенную цель – так, например, одно из занятий было направлено на преодоление собственной неуверенности и страхов.
Исследование созависимых детей показало, что у 75 % детей низкая самооценка, 75 % детей имеют низкий навык коммуникаций, не могут находить общий язык со сверстниками, у 87,5 % детей наблюдалась высокая тревожность. После реализации коррекционной программы, где были использованы упражнения с элементами игротерапии, наблюдалась положительная динамика – у 87,5 % детей самооценка стала адекватной и адекватной с тенденцией к завышенной, 87,5 % детей приобрели положительные навыки коммуникации, дети идут на контакт со взрослыми и детьми, заводят дружеские отношения, у 62,5 % детей средний уровень тревожности, 37,5 % детей с низким уровнем тревожности
Как показала практика, на базе учреждения «Краевой центр семьи и детей», в ходе реализации коррекционной программы произошла позитивная динамика в снижении тревожности, повышении самооценки и уровня коммуникаций. Дети стали более открыты в общении, более спокойны в эмоциональном плане, стали уважительнее относиться к себе и к окружающим их людям.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)