Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста в условиях инклюзивного обучения
Реформирование и модернизация системы образования в России, которое предусматривает создание учебной среды для детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного обучения.
Процесс творческой деятельности можно логически представить следующим образом:
- возникновение проблемы (постановка задачи);
- подготовка к решению задачи;
- формирование замысла;
- воплощение замысла.
В умственном развитии детей с интеллектуальной недостаточностью творческая деятельность способствует развитию мышления, представления, поиску решений, а это в значительной степени, способствует стимулированию самостоятельности как в интеллектуальном, так и в поведенческом плане. Уровень творческой деятельности ребенка свидетельствует об уровне его интеллектуального развития, то есть в зависимости от уровня творческой деятельности можно говорить об уровне общего психического развития, поскольку творчество является проявлением человеческой сущности.
Творческая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью усложнена по целому ряду причин, поскольку в них недоразвиты логическое мышление, восприятие, представление, нарушены процессы обобщения, сравнения, анализа и синтеза. Поэтому чрезвычайно интересен вопрос о раннем проявлении творчества, характере этого проявления, влиянии творческой деятельности на умственное развитие детей.
В дошкольном возрасте проявляются способности к творческой деятельности в отдельных ее видах, в частности в изобразительной деятельности. Дети определенной категории могут иметь творческие способности, которые не всегда находят дальнейшее развитие и реализацию в достаточной мере в заведениях специального образования интернатного типа.
Пребывание ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного обучения позволит в большей степени развивать его творческие способности, поскольку обучение среди сверстников с более высоким умственным развитием позволит увеличить познавательные возможности этих детей. Большое значение в условиях инклюзивного обучения приобретает групповая работа (группы 3-5 человек), которая позволяет ребенку с интеллектуальной недостаточностью больше развивать творческие способности в кругу детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)