ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Охарактеризуйте компоненты психологической готовности к школьному обучению.
2. Какие особенности психологической готовности к обучению приводят к трудностям в овладении программными знаниями первоклассниками?
3. Обоснуйте целесообразность применения без балльной оценки для учеников 1 класса.
4. Раскройте сущность контрольно-оценочной деятельности учащихся.
5. Какие факторы у детей с особыми образовательными потребностями влияют на формирование самоконтроля в учебной деятельности?
6. Раскройте сущность технологии портфолио и требования к его заключению.
7. Обоснуйте целесообразность применения учительского учетного портфолио в инклюзивном классе.
8. Какие учебные, воспитательные и развивающие задачи решает заключение портфолио младшим школьником? (Ответ обоснуйте).
Семинарские практические занятие Опорные понятия: психологическая готовность к школьному обучению; оценивание учебной деятельности без баллов; контрольно-оценочная деятельность; технология портфолио, учетное портфолио учителя; портфолио ученика.
Устное практическое задание
1. «Психологическая готовность к школьному обучению»
a) на основе литературных источников определите особенности психологической готовности к школьному обучению школьника с детским церебральным параличом, спрогнозируйте трудности в обучении, к которым они могут привести.
b) спрогнозируйте трудности в обучении связанные с особенностями психологической готовности к обучению детей с тяжелыми нарушениями речи; разработайте направления их устранения.
2. «Оценивание учебной деятельности без баллов»
1) предложите приемы без балльной оценки для первоклассника с пониженным интеллектом;
2) разработайте приемы оценивания которые, с одной стороны, дают возможность зафиксировать индивидуальное достижение каждого ребенка, а с другой - не провоцируют учителя сравнивать успехи детей между собой.
3. «Контрольно-оценочная деятельность»
Проанализируйте составляющие самоконтроля. Определите возможные трудности оперирования составляющими и предложите пути их устранения:
а) у детей с задержкой психического развития;
б) у детей с детским церебральным параличом.
Для оценки собственной деятельности учеником (с помощью оценочных линеек)
разработайте критерии оценки решения составленной задачи по математике 4. «Технология портфолио, учетное портфолио учителя»
1. Одним из разделов учетного портфолио учителя может быть раздел:
«Достижения ученика в обучении», предложите страницы этого раздела и продукты учебной деятельности.
2. Определите продукты деятельности ученика, которые можно подобрать к разделу учительского учетного портфолио «Социальная компетентность ученика».
5. Портфолио ученика - Определите роль ассистента учителя в процессе сбора материалов для портфолио младшего школьника.
- Обозначьте цели подбора портфолио учащихся с особыми образовательными потребностями основной школы. Предложите разделы портфолио ученика с особыми образовательными потребностями средней школы.
Вопросы для устного опроса 1. В чем суть интеллектуальной готовности к школьному обучению? 2. Определите психологическое содержание социальной готовности к школьному обучение.
3. Раскройте содержание личностной готовности к школьному обучению.
4. Раскройте сущность технологии портфолио.
5. Назовите типы портфолио, которые применяют в школе.
6. Назовите требования к заключению портфолио.
7. Какие задачи решает внедрение учетного портфолио учителя в инклюзивном классе? 8. Для чего заключается ученический портфолио? 9. Какова роль родителей в заключении ученического портфолио? 10. Конкретизируйте задачу учителя и ассистента учителя при заключении портфолио ученика.
Задача для письменного самостоятельного выполнения
1. Опишите особенности психологической готовности к школьному обучению ребенка со сниженным интеллектом (умственная отсталость). Для учителя разработайте психолого-педагогические рекомендации по их устранению.
2. Разработайте советы учителю: «Во время без балльной оценки избегайте ... .................... »
3. Разработайте советы для самооценки в учебной деятельности ученика.
4. Разработайте разделы учетного портфолио учителя начальной школы инклюзивного класса.
5. Разработайте разделы портфолио для ученика начальной школы.
6. Разработайте сценарий родительского собрания по организации работы с составлением портфолио учеников начальной школы.
Темы для докладов и рефератов
1. Психолого-педагогическая сущность оценки в обучении ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Психологическое содержание мотивационно- волевой готовности к школьному обучению.
3. Технология портфолио. Анализ зарубежного опыта.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)