Условия эффективного участия общественных организаций в процессе инклюзивного принятия решений
Основы деятельности общественных организаций людей с инвалидностью
Содержание, формы и направления деятельности общественных организаций в определенной степени определяются Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
Широкий спектр контрольных действий общественных организаций определены, в частности, Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Одной из форм контрольной деятельности является подготовка и представление альтернативного доклада Комитета Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью.
Как правило, все международные соглашения по правам человека требуют от государств подавать периодические доклады по их выполнению. Именно через эти отчетные доклады оцениваются усилия стран, предпринимаемые для улучшения ситуации с соблюдением прав человека. Они выступают мобилизующим фактором выполнения государством взятых обязательств в соответствии с Конвенцией и другими международными документами.
Особое значение приобретает право общественных объединений подавать Альтернативный доклад. Представление таких отчетов приветствуется экспертами Организации Объединенных Наций: они позволяют всесторонне рассмотреть существующее положение вещей и требовать от правительства информации о важных уточняющих вопросах.
Альтернативный доклад, в основном, предоставляет информацию о фактическом состоянии, конкретные нарушения в то время, как государственный отчет, как правило, больше концентрирует внимание на нормах законодательства и анализе соответствующей статистики.
Подготовку Альтернативного отчета общественные организации могут начать с:
- ознакомления с рекомендациями Комитета Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью в подготовке отчета;
- выбора статей Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью, которые нуждаются в первоочередном внимании;
- отбора экспертов, который будет координировать процесс исследования, сбор данных (Законодательные документы, юридические случаи, государственные программы, проекты, отчеты медиа) по выполнению избранных статей;
- создание специальной коалиционной группы. Необходимо обеспечить координацию ее действий и оказания взаимопомощи.
Целесообразно к этой работе привлекать общественные организации людей с инвалидностью на всех уровнях - местном, региональном, национальном – для того, чтобы обеспечить как можно более широкое представительство своих наблюдений и рекомендаций в альтернативных государственных отчетах и оценках состояния дел.
Механизм отчетности по выполнению требований Конвенции о правах инвалидов
Шаг 1. Государственное учреждение должно провести консультации с гражданским обществом, которое включает представителей организаций людей с инвалидностью, с целью подготовки Государственного отчета.
Шаг 2. Государственное учреждение подает Государственный отчет в Комитет Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью (сначала первый отчет, затем направляются периодические отчеты).
- Организации людей с инвалидностью представляют собственные альтернативные отчеты, где указаны приоритетные вопросы, которые не находят должного решения, и конкретные рекомендации.
- Создается возможность для вклада от системы Организации Объединенных Наций, неправительственных организаций, организаций людей с инвалидностью
Шаг 3. Комитет Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью предоставляет государственному учреждению перечень проблемных вопросов, основанный на беспокойствах, указанных в отчете.
Организации людей с инвалидностью могут предложить дополнения в перечень проблемных вопросов, которые Комитет предоставляет государству, прежде чем он его одобрит.
- Создается возможность для вклада от системы Организации Объединенных Наций, неправительственных организаций людей с инвалидностью.
Шаг 4. Государственное учреждение предоставляет письменные ответы на перечень проблемных вопросов.
Организации людей с инвалидностью могут также предоставить свои ответы.
Шаг 5. Проведение конструктивного диалога между Комитетом Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью и Делегацией государственного учреждения во время пленарного заседания.
Организации людей с инвалидностью имеют возможность заблаговременно пригласить устную презентацию во время сессии, на которой запланирован конструктивный диалог с их страной.
Перед диалогом и во время сессии, представители общественности могут встретиться с членами Комитета, в частности с докладчиком по стране, с целью определения приоритетных вопросов и рекомендаций.
Создается возможность для вклада от системы Организации Объединенных Наций, неправительственных организаций, организаций людей с инвалидностью.
Шаг 6. Комитет Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью выдает свои окончательные выводы по Государственному отчету, включая рекомендации.
- До окончательного принятия рекомендаций общественные организации могут определить и подать в комитет приоритетные вопросы, требующие немедленных действий, и предложить конкретные рекомендации по вопросам, которые поднимались во время диалога.
- Окончательные выводы должны быть широко распространены на национальном уровне.
Шаг 7. Порядок отслеживания выполнения рекомендаций Комитета Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью.
- Организации людей с инвалидностью должны работать со структурами национального механизма мониторинга и правительством по имплементации рекомендаций и продолжению действий.
- Организации людей с инвалидностью должны иметь свою систему мониторинга для подготовки следующего отчета.
- Создается возможность для вклада от системы Организации Объединенных Наций, неправительственных организаций, организаций людей с инвалидностью.
Принципы привлечения людей с инвалидностью к процессу принятие решений
К процессу формирования государственной политики, принятия стратегических решений о проблемах инвалидности стоит как можно больше привлекать людей с инвалидностью с различными функциональными нарушениями, разного возраста, пола, социального статуса, разных этнических групп и тому подобное. Это нужно для того, чтобы обеспечить широкое представительство обстоятельств и жизненных ситуаций, знать и учитывать более широкий круг потребностей, причин их недовольства и невыполнение уже установленных норм, стандартов, правил и т. Сейчас большинство организаций, работающих в сфере инвалидности, сосредотачивают свое внимание на правах и потребностях какой-то одной конкретной группы лиц, которые имеют одинаковую нозологию.
Вместе с тем ситуация требует от органов государственной власти равноправного привлечения к процессам принятия решений представителей организаций людей с инвалидностью всех нозологических групп.
Для того, чтобы привлечь людей с инвалидностью в процесс принятия решений, прежде всего, необходимо их убедить в том, что они смогут выразить свои предложения и замечания по вопросам, которые важны для них. Чтобы обеспечить их участие в принятии решений, необходимо помочь приобрести навыки использования имеющейся информации из насущных проблем.
При выборе конкретного вида информирования необходимо учитывать специфические интересы группы, с которой предусматривается сотрудничество. Объективную и актуальную информацию про потребности, их приоритетности, предложения можно собрать во время проведения круглых столов, фокус-групп, сборов общин, дискуссий, диалогов, опросов и тому подобное. Организацию и проведение подобных мероприятий уместно поручать инструкторам из числа лиц с инвалидностью со стажем и опытом работы в определенной сфере. Ведь именно эти люди - лучшие эксперты в будущем сотрудничестве. Они могут предоставить практические консультации участникам учебных собраний, определить формы их проведения, сети и методы, с помощью которых можно выявить членов общины, на которых не обращают внимания или игнорируют.
Существенно зависит участие людей с инвалидностью в дискуссиях от цели, формата и стиля проведения встреч, круглых столов, презентаций и т.п. Чтобы сделать возможным полномасштабное участие людей с инвалидностью в таких мероприятиях, иногда надо отбросить традиционные форматы их проведения и отдать предпочтение гибким подходам, которые предусматривают свободные, спонтанные дискуссии и дополнительное время для обсуждения.
Фокус-группа - это эффективный способ узнать об опыте и взгляде людей с инвалидностью по конкретную проблему. Они предоставляют общественным организациям возможность проинформировать своих членов о наличии проблемы, начать открытую дискуссию и собрать первичную информацию, которой можно воспользоваться в дальнейшей работе. Например, предложения людей с инвалидностью можно использовать во время разработки рекомендаций, представить на пресс-конференциях, в телевизионных программах, представить лицам, принимающим решения, лоббировать в законотворческой работе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)