ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Определите и обоснуйте цель анализа учебной программы в инклюзивном классе.
2. Объясните целесообразность привлечения к анализу учебных программ общеобразовательной массовой и общеобразовательной специальной школы в условиях инклюзии.
3. Определите образцы работ учащихся с особыми образовательными потребностями, которые могут быть предметом анализа.
4. Определите образцы работ, которые могут служить источником информации о особенностях познавательных процессов детей с особыми образовательными потребностями.
5. Образцы либо работы могут дать информацию о сформированности предметных, общих знаний, умений и навыков?
6. Какие задачи решает наблюдение в инклюзивном классе?
7. Назовите задачи, которые поможет решить интервью в организации учебного процесса.
8. В чем разница между формальным и неформальным тестированием? 9. Назовите особенности тестов, ориентированных на критерии.
10. В чем сущность оценки на основе учебной программы?
Семинарские практические занятия
Опорные понятия: анализ учебной программы, анализ образцов работы, наблюдения и интервью, тестирование.
Устное практическое задание
1. «Анализ учебной программы»
Предложите механизмы составления индивидуального учебного плана на основе программы общеобразовательной массовой школы.
Предложите механизмы составления индивидуального учебного плана на основе программы специальной общеобразовательной школы.
2. «Анализ образцов работы»
Сделайте анализ страницы тетради по математике ученика 1 класса с детским церебральным параличом. Какие особенности вы заметили? Предложите возможные пути устранения выявленных недостатков.
3. «Наблюдение и интервью»
a) предложите план наблюдения за учеником с признаками расторможенности на уроке математики;
b) предложите план наблюдения за соматически ослабленным ребенком на уроке русского языка;
c) разработайте структуру интервью ученика второго класса d) разработайте структуру интервью для младшего подростка (5 класс) у которого проблемы с поведением.
Вопросы для устного опроса
1. Назовите структурные компоненты учебной программы общеобразовательной школы.
2. В чем разница между программами общеобразовательной школы и программами специальной общеобразовательной школы? 3. Назовите образцы работ, которые можно применять для диагностики учебной деятельности школьника.
4. Образцы либо работы могут служить для изучения психической сферы ребенка?
5. Какова цель наблюдения как инструментария оценки?
6. Какие задачи решает наблюдение на уроке?
7. Какую информацию об ученике во время проверки знаний может дать наблюдение?
8. Какие задачи в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями решает интервью?
9. Какие сферы деятельности учащихся может включать интервью?
10. Назовите требования к разработке и проведения интервью.
11. В чем суть процедуры стандартизации?
12. Как используют результаты тестов, ориентированных на норму?
13. Как разрабатывают тесты, ориентированные на стандарты?
14. Какие трудности стоят перед разработчиками тестов, ориентированных на стандарты?
15. Как в организации обучения ребенка с особыми образовательными потребностями помогают результаты оценки на основе учебной программы?
Задача для письменного самостоятельного выполнения
1. Опишите собственные соображения относительно возможностей применения для разработки индивидуального учебного плана программы общеобразовательной массовой школы и программы специальной общеобразовательной школы.
2. Определите сферы деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, которые могут включать интервью. Предложите структуру интервью определения долгосрочных и краткосрочных целей индивидуального учебного плана младшего школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Разработайте «Тесты» успешности на основе учебной программы по математики для учеников 1 класса.
3. Темы для докладов и рефератов
1. Психолого-педагогическое содержание коррекционно- развивающей составляющей в индивидуальном учебном плане ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Тесты интеллекта и использование показателей в педагогическом процессе (зарубежный опыт).
3. Психолого-педагогическая оценка продуктов деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
4. Технология интервью: рамки психологического и педагогического применения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)