Создание условий для аутентичного оценивания
Наблюдая за тем, как ученики взаимодействуют друг с другом, с учителями и другим персоналом школы, как они осваивают программу и работают с учебными материалами, учитель выбирает стратегии оценивания, которые аутентичны сами по себе и воплощают принципы аутентичной педагогики. В своих наблюдениях - неформальных и структурированных - педагог должен учитывать контекст, в котором имеет место то или иное поведение, и слушать учеников, как уже говорилось выше в этом разделе.
Наблюдение за детьми
В процессе внимательного наблюдения за учениками в классе учитель получает совокупную информацию о взаимосвязи личностных, социальных, эмоциональных и академических факторов.
Случаи, когда ребенок сердится из-за неудачи, имеет трудности в общении со сверстниками, отстраняется и не участвует в групповой работе, приходит в школу грустный и смущенный, или разочарован тем, что не понимает нового материала - все это примеры поведения, которые побуждают учителя задуматься, наблюдать за учеником дальше в разных контекстах и выдвигать предположения (формулировать гипотезу) о возможных причинах такого поведения.
Данные наблюдений записывают в течение дня и впоследствии анализируют. Гуд и Брофи подчеркивают, что рефлексию целесообразно проводить через определенное время, поскольку сделанные в процессе наблюдения выводы могут основываться на поспешной интерпретации, что делает их предвзятыми. Наблюдения записывают на специальных карточках, в папках с отдельными страницами для индивидуальных учеников, в таблице с разными колонками для наблюдений и выводов. Также, можно составить план, чтобы каждый день наблюдать за другим ребенком.
Иногда после формулировки гипотезы учитель должен разработать ряд контрольных вопросов, оценочную шкалу или воспользоваться существующими инструментами для фиксирования конкретных случаев и уровней проявления определенного поведения. По составлению оценочных шкал Сеттлер предлагает свои рекомендации.
Оценочные системы, в частности, используют для измерения отдельных предыдущих обстоятельств и последствий, связанных с целевым поведением. Например, можно исследовать такой вопрос: «Как часто Майкл прибегает к [действию] X в ситуации Z?» Или: «Когда Майкл делает X, как часто [другое лицо] проявляет реакцию Y?» Как часто у Майкла портится настроение, когда его просят почитать вслух? Обведите один вариант: 1 - почти всегда; 2 - часто; 3 - время от времени; 4 - нечасто; 5 - почти никогда.
Среди опубликованных шкал можно отметить Шкалу оценки поведенческих качеств талантливых учеников (Scale for Rating the Behavioral Characteristics of Superior Students, Рензулли, Смит, Уайт, Каллахан и Хартман. Она позволяет учителям оценить характеристики учебной деятельности, мотивацию, творчество, а также лидерские, художественные и коммуникативные навыки.
Изучение контекста
Ниже приведены несколько четких рекомендаций по анализу контекста в процессе текущего контроля, оценивания и организации обучения.
• Как ученик смог понять полученные инструкции?
• Как социальная среда и предыдущий опыт ученика могли повлиять на его / ее интерпретацию задачи?
• Можно ли улучшить уровень успешности ученика путем дополнительной отработки навыков и предоставления поддержки? Какой тип практики и поддержки будет наиболее эффективным?
• Если предложить ученикам возможность выражать свои мысли другим способом, смогут ли они продемонстрировать понимание материала?
Аналогичные вопросы используют для изучения факторов, влияющих на поведение. Дети могут по-разному интерпретировать поведение других людей по отношению к себе и в ситуации взаимодействия с взрослым вести себя иначе, чем с ровесником. Они также неодинаково ведут себя с разными взрослыми. Их поведение дома часто отличается от поведения в школе. Вайнбург пишет о мальчике, который, по мнению учителя и школьного психолога, имел ограниченные возможности обучения. Однако в социальном контексте ребенок демонстрировал незаурядные умения межличностного общения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)