Архитектура в сфере прав и свобод инвалидов
В зданиях судов следует предусматривать санузлы для посетителей, работников суда и подсудимых (в общих судах) для каждой из названных групп лиц. Отдельно необходимо оборудовать места в санузлах для инвалидов. Основой расчета количества и площадей санитарно-гигиенических помещений является расчетная численность лиц мужского и женского пола, а также потребности маломобильных групп населения, и устанавливаются заданием на проектирование». Важной государственной гарантией обеспечения прав и свобод инвалидов также является функционирование органов прокуратуры, ведь одним из основных направлений их деятельности во время надзора за соблюдением и применением законов является защита социально экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина, прежде всего, лиц, нуждающихся в государственной поддержке и помощи.
Согласно закона «О прокуратуре» на нее возлагаются следующие функции: поддержание государственного обвинения в суде; представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие; надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Итак, в своей деятельности органы прокуратуры особое внимание уделяется вопросу соблюдения законодательства о социальной защите льготных категорий граждан. И это не случайно, ведь сегодня большинство проблем жизнедеятельности людей с особыми потребностями остаются нерешенными, а реальный уровень их интеграции в общество является неудовлетворительным. Представители этой государственной институции вместе со специалистами Национальной Ассамблеи инвалидов констатируют, что прокурорские проверки постоянно свидетельствуют о многочисленных нарушениях прав инвалидов. Таким образом, нередки случаи злоупотребления средствами, предназначенными для выплаты пенсий, некоторые должностные лица, используя беспомощное состояние инвалидов, путем злоупотреблений прибегают к нарушению их имущественных прав и т. д. Результатом таких проверок являются открытые уголовные дела, привлечения должностных и служебных лиц к различным видам юридической ответственности, штрафные санкции и тому подобное.
Однако состояние защищенности инвалидов остается невысоким и таким, что не соответствует принципам Конвенции о правах инвалидов. В то же время отдельные положения действующего отечественного законодательства еще больше усложняют ситуацию. Например представительство прокуратурой интересов гражданина в суде заключается в осуществлении прокурорами процессуальных и иных действий, направленных на защиту в суде интересов гражданина или государства. Основанием представительства в суде интересов гражданина является его неспособность через физическое состояние, недееспособность или ограниченную дееспособность самостоятельно защитить свои нарушенные права и тому подобное.
Однако инвалид может не принадлежать к этим категории, ведь во многих случаях лица с ограниченными функциональными возможностями являются дееспособными, а имеющиеся дефекты могут быть не связаны с физическим состоянием (сенсорные нарушения, психологические и т. п.). Более того, прокурор по своему усмотрению определяет степень необходимости представительства интересов конкретного лица в суде. Таким образом: «Основанием представительства в суде интересов гражданина (гражданина, иностранца или лица без гражданства) является его неспособность физическое состояние, несовершеннолетие, преклонный возраст, недееспособность или ограниченная дееспособность, инвалид имеет право самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия.
Наличие таких оснований должно быть подтверждено прокурором путем подачи в суд соответствующих доказательств. В судебных процессах, стороной в которых является инвалид, участие прокурора является обязательным». Изложенные теоретические и практические положения, направленные на необходимость изменения традиционного взгляда административного права, обновление сущности данной отрасли в демократическом обществе, внедрение в деятельность органов публичной власти обновленных функций, построенных на подходе к реализации и защиты прав и свобод инвалидов, нашли свое выражение.
Подытоживая изложенное, следует отметить:
1. Реализация подхода к защите прав и свобод инвалидов в условиях проведения административно -правовой реформы предусматривает осуществление правовой реформы в сфере публичной власти с целью улучшения состояния реализации и защищенности прав и свобод инвалидов путем оптимизации ее организационной структуры, функций, кадрового обеспечения, а также отношений между институтами, наделенными полномочиями органов публичной власти, и членами гражданского общества. В современных условиях реализации административной реформы особое значение приобретает формирование новых эффективных механизмов в сфере прав и свобод лиц с ограниченными функциональными возможностями со стороны органов публичной власти. Внедрение и эффективное использование этих механизмов будет свидетельствовать о поддержании цивилизационных ценностей широкими слоями населения, а также о высоком уровне демократизации основ, форм и методов деятельности органов публичной власти заложенных в идеологии подержанного управления.
2. С целью предоставления возможности инвалидам пользоваться всеми правами и свободами человека и гражданина органы публичной власти создают соответствующий механизм их обеспечения путем внедрения и дальнейшего развития направлений демократизации управленческой деятельности и совершенствования правозащитной направленности административного судопроизводства.
На основании этого выделены следующие направления реализации подхода к защите прав и свобод инвалидов, базирующихся на системе специальных правовых гарантий, теоретически -практическая направленность внедрения которых заложена в административной реформы.
Отмечено, что в специальных правовых гарантиях в сфере реализации и защиты прав и свобод инвалидов, что обеспечиваются органами публичной власти, следует отнести:
а) гарантии реализации прав и свобод инвалидов – в предоставлении административных услуг;
б) гарантии защиты прав и свобод инвалидов -административное обжалование решений действий или бездеятельности органов публичной власти;
в) гарантии защиты прав и свобод инвалидов - осуществление административного судопроизводства, а также надзорные функции органов.
3. Реалии настоящего свидетельствуют о наличии сложных вопросов предоставления административных услуг инвалидам, решение которых будет способствовать постепенному переходу к «государству», в котором права и свободы лиц с функциональными ограничениями являются высшей ценностью для органов публичной власти. С целью усовершенствования законодательства в исследуемом направлении предложено:
- Усовершенствовать для удобства инвалидов существующую сеть центров предоставления административных услуг и обеспечить постройку таких центров всеми необходимыми условиями для без барьерного получения инвалидами административных услуг.
- Компетентным органам публичной власти активизировать справочную и информационно-разъяснительную работу среди инвалидов по возможности получения бесплатных административных услуг в центрах предоставления административных услуг. Внести изменения в «Информацию об административных услугах» закона «Об административных услугах»;
- Принять закон «О перечне административных услуг», в котором определить полный перечень бесплатных услуг для инвалидов, а именно:
а) в области установления статуса инвалида;
б) в сфере социального обеспечения инвалидов;
в) в сфере реабилитации инвалидов.
С целью усовершенствования процедуры административного обжалования предлагается к полномочиям общественных советов, действующих при центральных и местных органах исполнительной власти, отнести: рассмотрение жалоб на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица, в соответствии с порядком их подчиненности. Такой комбинированный подход в комплектовании апелляционных комиссий из представителей публичной власти и общественных организаций обеспечит достаточно объективное рассмотрение жалоб. Обеспечение осуществления прозрачного и эффективного административного судопроизводства следует характеризовать как действенный механизм защиты социально справедливых отношений органов публичной власти с наиболее уязвимыми членами гражданского общества. Актуальным является решение проблемы без барьерной доступности правосудия, состоит из нескольких различных аспектов, которые целесообразно было бы классифицировать следующим образом:
а) преодоление информационной недоступности;
б) преодоление архитектурной недоступности;
в) обеспечение доступной правовой помощью.
С целью усовершенствования законодательства в исследуемом направлении: внести изменения и дополнения в
ст. 63 «Секретарь судебного заседания»,
ст. 64 «Судебный распорядитель»,
ст. 68 «Переводчик»,
ст. 119 «Ознакомление с делом»;
ст. 14 «Субъекты права на бесплатную вторичную правовую помощь» закона «О бесплатной правовой помощи»;
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)