Результаты действий властей зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов
Итак, опытом деятельности органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, заслуживает изучения и заимствования, являются:
1) создание соответствующих органов, которые интегрировали работу с инвалидами по всем направлениям (социальная защита, реабилитация, доступность, образование, трудоустройство и т. д.)
с целью эффективной интеграции их в жизнь общества, и были наделены надзорными полномочиями;
2) разработка стратегии правительства по вопросам реализации и защиты прав и свобод инвалидов, которая позволит на законодательном уровне закрепить основные направления политики правительства относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
Исходя из того, что в России до сих пор остается актуальной проблема реализации и защиты прав и свобод инвалидов, заслуживает внимания опыт работы органов местного самоуправления в зарубежных странах.
На региональном уровне политика в отношении инвалидов в Швеции реализуется в деятельности окружных советов и муниципалитетов. Именно они отвечают за охрану здоровья, медицинское обслуживание, образование и социальное обеспечение в виде государственной поддержки и услуг, к которым относятся предоставление личной помощи, специальных транспортных услуг, а также грантов на переоборудование и автоматизацию дома или транспорта для людей с ограниченными возможностями, что позволяет им вести независимый, активный образ жизни.
Такие гранты предоставляются муниципалитетам государством с целью реализации этих услуг для лиц с любым видом инвалидности и является важным направлением политики правительства.
Заслуживает внимания предоставления услуг лицам с нарушениями зрения, слуха и речи, осуществляется органами местного самоуправления Дании. Так, в возрасте от 18 лет с нарушениями зрения, слуха и речи имеют право на помощь контактного лица или сопровождение. Последний не может предоставляться лицам с ограниченными функциональными возможностями, вызванными психическим заболеванием. Эти лица могут быть назначены как социальными службами местных органов власти, так и по желанию лица с инвалидностью. В случае, если инвалид сам выбирает контактное лицо, местные власти обязаны финансировать эти расходы и должны по крайней мере один раз в год контролировать работу этого лица.
Органы местного самоуправления Польши с созданных на местах центры реабилитации инвалидов решают вопрос подготовки, переподготовки и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, которые нуждаются в специализированной программы обучения и социальной реабилитации, адаптации рабочих мест для нужд лиц с ограниченными возможностями, а также для помощи семьям с детьми-инвалидами и т.д.
Органы местного самоуправления получают финансовую помощь из фонда реабилитации людей с ограниченными возможностями (PFRON) для реализации этих мероприятий.
Приоритетным направлением в работе органов местного самоуправления зарубежных стран является обеспечение получения инвалидом необходимых услуг по месту жительства. С этой целью во многих зарубежных странах функционируют социальные центры для лиц с инвалидностью, которые подчиняются местным органам, в состав которых, кроме социальных работников, входят психологи, терапевты, медсестры, учителя, другие необходимые специалисты.
Во многих странах на местах создаются службы по трудоустройству инвалидов, в которых инвалидам предоставляется помощь в поисках работы, выделяются средства для оплаты специального транспорта, обеспечивается рабочее место необходимым оборудованием. В Великобритании, в частности, существует комплексная схема помощи инвалидам в работе, которая содержит специальные пособия по схеме занятости, доплату для рабочей силы на транспорт, приобретение устройств для дома и его оборудования; службу личного чтеца и др.
Кроме того, органы местного самоуправления оказывают финансовую помощь лицам с инвалидностью. Так, например, из общей суммы выделенных средств для комитетов социальной защиты в графствах Великобритании примерно 30% направляется на социальную поддержку инвалидов. Совет графства может предоставить субсидию (дотацию) для оплаты частичной стоимости приобретения оборудования или переоборудования дома инвалида.
Таким образом, исследование деятельности органов местного самоуправления зарубежных стран позволяет сделать вывод, что, во-первых, они являются координаторами и инициаторами выполнения законов и государственных программ относительно реализации прав и свобод лиц с инвалидностью, на которые правительство возлагает значительную часть задач социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; во-вторых, они помогают решить насущную проблему -
обеспечить медицинскую реабилитацию, социальную адаптацию инвалидов непосредственно по месту их проживания.
Анализ зарубежного опыта деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов свидетельствует также еще об одной тенденции последних лет - сотрудничество государственных органов и некоммерческих (добровольных) организаций (НКО), к которым относятся неправительственные организации, являющиеся непосредственными поставщиками услуг (медицинских, образовательных, реабилитационных и т. п.), общественные, научно-исследовательские, правозащитные организации, фонды и др.
Такое сотрудничество получило название «социального партнерства», что рассматривается как взаимодействие организаций различной юрисдикции для предоставления населению социальной помощи и услуг нематериального характера. Именно такое социальное партнерство государства, НКО и бизнеса западные эксперты рассматривают как путь к решению проблем, связанных с реализацией и защитой прав и свобод инвалидов.
На сегодня принято различать такие модели социальной политики западных стран в отношении инвалидов, в которых НКО играют разную роль:
социал-демократическую, при которой ответственность за социальное благополучие граждан возлагается на государство, а некоммерческие организации как структуры поддержки граждан практически отсутствуют (Швеция);
консервативную, которая характеризуется значительной ролью общественных организаций в решении социальных проблем общин и тесным сотрудничеством некоммерческих организаций и государственных структур (Польша, Венгрия, Германия, Франция, Англия и другие страны)
либеральную, в которой используются адресные программы социальной помощи для поддержки лиц, нуждающихся в социальной защите, в том числе лица с инвалидностью (США).
В западных демократиях в наиболее общем виде отечественные исследователи выделяют три основных модели функционирования общественных организаций (третьего сектора):
- англосаксонский тип общественных формирований (Великобритания, Швейцария)
- модель континентально-европейского типа (Австрия, Бельгия, Италия, Германия, Франция);
- скандинавский тип (Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия, Швеция).
Примером первого типа организаций являются центры независимой жизни - распространенные на Западе некоммерческие организации, управляемые инвалидами. В основе концепции независимой жизни людей с инвалидностью лежат такие понятия, как самоопределение, самопомощь, самостоятельность, ответственность за свою жизнь и потребительский контроль.
Деятельность центров независимой жизни направлена на информирование и предоставление справочной информации; консультирование (обмен опытом, индивидуальные консультации по защите прав и интересов инвалидов, предоставление различных услуг.
К организации второго типа относятся НКО, члены которых не являются инвалидами и деятельность которых направлена на реализацию и защиту прав лиц с инвалидностью.
Интересным для нашей страны является опыт сотрудничества органов публичной власти зарубежных стран с научно-исследовательскими организациями, деятельность которых связана с обеспечением потребностей инвалидов. Деятельность таких институтов поддерживается со стороны различных фондов с целью научных исследований, связанных с разработкой новых технологий в медицине (Протезирование, реабилитация и т. д.), техники, которая позволяет устранить барьеры доступности, автоматизации бытовых процессов и осуществления других мероприятий, направленных на реализацию прав и свобод лиц с инвалидностью.
эффективную интеграцию инвалидов в жизнь общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)