Необходимость общения с неполноценными детьми
Хотя об этом говорилось во многих предыдущих главах, важно подытожить, что одно из базовых задач родителей - не просто организовать для ребенка надлежащее лечение, реабилитацию, но воспитать его, вырастить его личность, помочь ему раскрыть свои возможности, реализовать его в этом мире. Поэтому родители требуют сопровождения не только в «адаптации к инвалидности ребенка», но и относительно воспитания ребенка с особыми потребностями - сопровождения, поддержки. Поэтому таким же образом, как говорилось выше по поводу здоровых братьев / сестер, родители нуждаются в сопровождении и в воспитании особенного ребенка - и те же вопросы самооценки, любви, дисциплины, развития самостоятельности столь же важны и требуют такого же внимания.
Итак, можем заключить, что:
1. Для любого ребенка, и неполноценного в частности, это чрезвычайно важно безусловное принятие. Он хочет чувствовать, что его любят таким, какой он есть, любит чувствовать, что его ограничения не являются для других бременем. Поэтому примирение и принятие чрезвычайно весомые...
2. Инвалид ребенок нуждается в ощущении, что его жизнь является источником радости для других, в том числе и для своих родных. Он не просто пользуется их опекой, но и может ответить им любовью, имеет ценность, которая делает других счастливыми - это очень важно в течение всей жизни - чувствовать красоту, чувствует возможность разделить свою жизнь с другими, сделать его существование действительно подарком...
3. Важность общения о неполноценности, важность предоставления информации ребенку, ответы на его вопросы, готовность слушать его чувства и поддерживать его лично. С возрастом большинство детей с неполноценностью чувствуют, что они отличаются от других, что они имеют определенные ограничения и спрашивают об этом родителей. Те же часто боятся говорить на такие темы, боятся касаться будущего, поэтому избегают и отвечают очень запутанно и нечетко. Родителям важно с раннего возраста, в соответствии с тем, как ребенок начинает спрашивать, и в соответствии с тем, что он может понять, отвечать ему честно на его вопрос, на понятном ему языке. Таким образом, ребенок может интегрировать эту информацию, которая постепенно поможет ему лучше понимать себя, и соответственно выстроить зрелую идентичность. Только тогда ребенок может адекватно понимать себя, иметь здоровую самооценку, одновременно также реально воспринимать и принимать собственные ограничения.
4. Важность общения, положительных отношений с ребенком в целом. Учитывая то, что процесс общения и построения отношений может быть нарушен и обусловленными умственными коммуникативными трудностями и отставанием развития, и эмоциональными трудностями самих родителей, важна поддержка общением и позитивное взаимодействие - с
учетом всех компонентов и каналов общения: невербального, вербального, а также общение с помощью игры. В отдельных случаях родителям может потребоваться помощь в том, чтобы найти возможности позитивного общения и взаимодействия - в одном из методов является метод интерактивного видеотренинга общения. Он состоит в том, что психолог видео тренер в домашних условиях записывает взаимодействия родителей с ребенком на видеокамеру, и тогда в следующий раз вместе с ними анализирует материал, отыскивая прежде всего моменты удачного взаимодействия, таким образом, укрепляя и развивая коммуникативные способности родителей, а также их чувственность по отношению к собственному ребенку. Этот метод положительный по своей природе, он также очень эффективен в улучшении общения между родителями и детьми, а потому крайне важно применять его в семейно централизованных программах, поскольку общение - основа построения отношений, а отношения - основа развития личности, а личность человека, как известно, это его судьба...
5. Для родителей очень важна также поддержка в развитии самостоятельности особенного ребенка, это способствует развитию его способностей и положительной самооценке.
6. Важно также мудрое применение родителями дисциплины - это не только способствует развитию у ребенка самодисциплины и социальной компетентности, но и предотвращает возможные поведенческие проблемы, которые часто являются причиной значительного стресса для родителей и могут стать существенным препятствием в социальной интеграции ребенка, в частности в коллектив сверстников. В сложных случаях, когда поведенческие проблемы ребенка значительно выражены, родители могут потребовать обучение методам положительного поведенческого руководства (поведенческой терапии).
7. Очень важна и философия социальной интеграции особенного ребенка с раннего возраста. Родители должны быть готовы к возможным «откровенным» вопросам ребенка, а также неприятных моментов отторжения, неприятие его здоровыми
ровесниками. Родители могут потребовать подготовки к таким ситуациям, о том, как говорить с ребенком, как отвечать на его вопросы (например, «почему другие дети бегают, а я нет?»). В философии социальной интеграции стоит отметить также осознание того, что для особенного ребенка, впрочем, и для каждого, очень важно иметь хороших друзей - родители должны помочь ребенку найти таких друзей, найти здоровую, положительную среду сверстников, которая будет принимать его. Философия социальной интеграции предполагает и выбор места учебы для ребенка, важность его общения и интеграции в обычную среду сверстников - чтобы научиться жить в «обычном» мире, ребенку важно контактировать с этим миром, находить постепенно себе должное место в нем.
8. И, безусловно, родители нуждаются в поддержке и сопровождении в понимании возрастных этапов развития своего ребенка, а также того, каким образом неполноценность сказывается на тех или иных задачах каждого возрастного периода, и какова их роль как родителей в воспитании ребенка на каждом этапе жизни.
Помощь отсталому ребенку происходит частично из-за сопровождения всей семьи, частично из-за прямой помощи родителям. Надо также помнить и о важности прямой психосоциальной помощи детям - для многих из них она реализуется, прежде всего, с помощью педагогической среды школы или садика, в которых они растут и воспитываются, среда верит в них, а соответственно, помогает каждому ребенку раскрыться, развиваться оптимальным способом. Части детей могут быть также нужны консультации психолога или психотерапевта.
Многие дети пользуются также программами специальных психологических тренингов в групповом формате - эти программы охватывают, как правило, информацию о неполноценности и вопросы самооценки, принятия ограничений, чувств, дружбы, отношений с родителями, со сверстниками, мечтаний и тому подобное. Они очень важны, ведь дети с неполноценностью также должны пройти весь процесс «адаптации собственной неполноценности», а потому нуждаются сопровождении и поддержке - не только родителей, но часто и профессиональной психологической помощи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)