Сопровождение семьи – основная задача специалиста
Сопровождение семьи - одна из основных задач семейно централизованных программ. Сопровождение, с одной стороны, является общей задачей всей команды, с другой стороны, можно говорить о сопровождение как отдельной услуге, которую предоставляет соответствующий специалист. Синонимом названия этой услуги может быть также термин «психосоциальное консультирование». Термин «сопровождение» метафорически отражает основной аспект поддержания семьи, в которой есть ребенок - это не психотерапия (хотя в отдельных случаях она может потребоваться), это не одноразовое консультирование, это процесс поддержку семьи на ее жизненном пути с ребенком инвалидом. Характер этого поддержания определяется опытом и потребностями семьи, и, безусловно, тем этапом жизненного пути, на котором он находится.
Сопровождение предполагает, прежде всего, эмоциональное поддержку, присутствие, понимание. Одной из главных задач сопровождения - поддержать семью, оказывается такой неожиданной, незапланированной ситуацией, в которой она никак не была подготовлена - вспомним себе точную метафору - в нем мама сравнивает опыт рождения неполноценного ребенка с опытом поездки в отпуск: вы планировали в солнечную Италию, а вдруг оказываетесь в облачной Голландии - это не то, к чему вы готовились; вы учили итальянский язык, изучали путеводители по стране. И первое впечатление - шок, желание как можно быстрее перелететь туда, куда планировалось. И мы понимаем, что в том «аэропорту» семья может потеряться, может в отчаянии сесть в первый попавшийся автобус, который обещает перевезти в Италию, но впоследствии окажется, что это были мошенники. Каждый, кому приходилось впервые оказаться в большом международном аэропорту, знает опыт растерянности, который наступает в момент, когда ты не можешь понять, куда тебе идти в этом потоке людей и множества указателей неизвестном тебе языке. По представлению специалистов программ Раннего Вмешательства необходимо «встретить семью» в этом «аэропорту», встретить внимательно, с осознанием и сочувствием. И уже от самого осознания, что есть к кому обратиться, что есть кто-то, кто тебя понимает, кто не желает обмануть тебя, хорошо заработать на тебе, использовать в собственных интересах, а действительно хочет и может тебе помочь - уже от этого осознания эмоциональное состояние семьи может несколько стабилизироваться, по крайней мере, настолько, чтобы начать осваиваться в «Голландии» и принимать разумные решения относительно того, какие делать первые шаги в этой новой «стране», и в этом процессе овладеть собой и не растерять членов своей семьи. Потом постепенно открывать, как пишет мать в том письме, что Голландия на самом деле не хуже Италии, он просто другая - в ней, может, не такой теплый климат, и нет произведений Рафаэля и Микеланджело, о которых ты столько мечтал, но в ней есть приветливые люди, есть мельницы и тюльпаны, в ней есть Рембрандт. И роль специалистов в том, чтобы помочь родителям освоиться в той «стране», помочь изучить его язык и карту, найти в ней свой дом, найти ее красоту и богатство. «Да - говорится в письме - вам всегда обидно за Италию, но, возможно, когда-то однажды вы почувствуете, что, несмотря на то, что ваша жизнь прошла не в той стране, где вы планировали, все же она состоялась, она была счастливой, настоящей...».
Роль специалистов, сопровождающих в том, чтобы помочь семье сориентироваться, где он и в чем нуждается, возможные пути, чтобы помочь семье сознательно выбрать, какой дорогой они хотят идти, увидеть, что дорога есть...
Как метко сказала об этом одна мама: «Я поняла, что у моего ребенка, хотя он и является и будет инвалидом, есть будущее, и мы как семья имеем дорогу, которой сможем идти к этому будущему...».
Лучше осознать понятие сопровождение помогает также разграничение сопровождения и психотерапии. Если психотерапия - это интенсивная работа психотерапевта и отдельной личности или целой семьи, чтобы помочь семье или кому-то из его членов высвободиться из «ловушки», в которую они попали и которая фактически заблокировала возможность движения, то сопровождение предполагает скорее « поддержку в течении дороги», предоставление информации, направления - здесь, однако, семья идет сама, мы только ее консультируем. Конечно разграничение этих понятий очень условное, в клинической практике довольно часто применяют психотерапию с элементами сопровождения и сопровождение с элементами психотерапии. Впрочем, это разграничение, потому что оно содержит веские клинические последствия, прежде всего в коем случае нельзя делать под маской сопровождения психотерапии семьи, ведь для психотерапии важен запрос, готовность, открытость и мотивация; с другой стороны, некоторые семьи могут быть заблокированы какой-то «ловушкой» в дороге, и тогда одной из задач сопровождения будет помочь семье или кому-то из его членов осознать необходимость психотерапевтической помощи, без которой сопровождение может оказаться малоэффективным. Важно также понимать, что, обеспечивая сопровождение, специалисты могут применять техники, заимствованные из различных школ психотерапии, впрочем, то, что делает сопровождение собственно сопровождением, это его модели и парадигме, а не в техниках, которые применяют.
Если говорить о сопровождении семьи командой специалистов и программой, в соответствии структурированная и организованная в семейно Центрированные подходе, то это сопровождение организуется на всех уровнях - от того, как происходит первый разговор с семьей по телефону, как декорирована, обустроена среда (помещение, кабинеты), в которой реализуется соответствующая семейно центрированная программа; какие раздаточные материалы лежат на столике в спальни родителей; как озвучен диагноз; какое отношение формируется между специалистами и родителями, каким образом, и на каком уровне предоставляют услуги ребенку, какие услуги предлагает программа... Не надо забывать и о важности самой среды, ее дизайна в « семейно центрированном духе». Сопровождение семьи - это то, что охватывает каждый компонент семейно центрированной программы - и в организации услуг, и в подходе специалиста, и в «стенах», фотографиях, рисунках, плакатах и подписях к ним, во всех других элементах дизайна, в том же духе, той атмосфере, которая царит в соответствующем учреждении. Мы можем говорить о своеобразной поддерживающей среде, в которой семья постепенно растет, словно растение из земли, постепенно развиваясь, свой ресурс, поддержку, «капельки мудрости»... Не должны забывать о терапевтической силе образа и слова - порой фотография и цитата, написана у него, могут незаметно сработать как член команды на достижение тех целей, которые поставлены в сопровождении семьи...
Вот таким общим сопровождением семьи характеризуется собственно сопровождение - отдельная услуга, которую предоставляет один из специально подготовленных специалистов команды; другим термином для названия этой услуги может быть срок психосоциального консультирования, он, возможно, не такой точный, а поэтому в дальнейшем для обозначения этой услуги будем употреблять термин семейное сопровождение. Специалист, осуществляющий семейное сопровождение по специальности может быть психологом, социальным работником или педагогом, но готовность к сопровождению определяет не так профессию, как хорошее владение клиническими навыками консультирования, основами семейной терапии и уже не раз упомянутыми этическими и личностными качествами. Услуга семейного сопровождения для многих семей новая, многие из них не приходят с запросом «предоставить сопровождение», поэтому важно в нужный момент предоставить и предложить эту услугу, впрочем, без навязывания или принуждения.
Роль специалиста в сопровождении - помочь родителям хорошо увидеть и понимать свою дорогу, понимать суть и последствия тех решений, которые они принимают на каждом перепутье - и соответственно помочь родителям каждый раз с большей уверенностью и самостоятельностью идти той дорогой, идти в лучшем направлении, чтобы их жизни и жизнь их ребенка смогли действительно состояться в самом глубоком смысле этого слова...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)