Опыт отторжения неполноценных детей
Такой опыт отторжения травматический и для семей, и для самих детей. Что больше травматически для родителей: чистая неполноценность ребенка или горький опыт его социального отторжения и негативного восприятия окружением? Этот травматический опыт ведет к негативным последствиям, для самого общества отбрасывая людей, социум не просто лишает себя важного ресурса, он также лишается определенных возможностей развития, оздоровления. Так же как для родителей и семьи присутствие особенного ребенка может стать катализатором процессов внутреннего развития, изменения ценностей, оздоровления, укрепления, большего единства, так и для общества интеграция инвалидов может стать источником его очеловечивания. Ведь полноправная интеграция инвалидов в общество является одновременно и проявлением, и источником гуманизации общества, признание безусловного достоинства каждой личности, нашей взаимной ответственности друг за друга и взаимозависимости. Общество интеграции - это и психически здоровое общество, в котором, по упомянутым словам «в общем, и в отношениях между людьми частности не будет больше необходимости, чтобы один человек унижал другого для собственного возвышения». Такое общество построено не на принципах индивидуализма и конкуренции, а не на взаимно ответственности и взаимопомощи, такое общество заботится о том, чтобы каждый его член мог реализовать себя в нем, развиваться положительную образом. В обществе инвалиды, и вообще каждый человек имеют оптимальные условия для реализации себя, для развития...
Только изменение ракурса восприятия, позиции видения ведет к тому, что люди, которых часто могут считать «общественно бесполезными», «бременем для налогоплательщиков» и т.д. могут стать основным источником гуманизации общества - возможно, именно в этом и есть один из их особых даров. Само присутствие инвалидов может стать толчком для других к интеграции собственных ограничений, безусловного принятия себя, формировании здоровой самооценки и зрелых ценностей, более глубокому пониманию и открытие счастья... Присутствие инвалидов может стать также источником сближения, формирования отношений между людьми - ведь именно в слабости, а не в силе, мы испытываем потребность в отношениях, можем открыть вес и ценность дружбы, взаимопомощи... и не потому ли именно родители здоровых детей, обучающихся в интегрированных классах с детьми отмечают, что присутствие инвалида одноклассника или одноклассницы часто положительно влияет на других детей, способствует развитию умения помогать, сочувствовать, быть друзьями, ценить жизнь, уметь воспринимать и преодолевать жизненные трудности. «Уроки инвалидности» могут быть очень важными в жизни... И, собственно, присутствие инвалида одноклассника, дружба с ним или ней может стать важным опытом, который строит личность ребенка. Поэтому было бы хорошо, если бы все дети имели возможность с детства пройти эти «уроки инвалидности», не потому ли так важно идти к интегрированному образованию, поскольку это не только «им» нужно, это нужно и нам, и нашим здоровым детям, и нашему обществу в целом...
"Вопросы и проблемы, связанные с отсталостью, принадлежат не только « им», особой группе инвалидов, но всему человечеству, ибо каждый человек на определенном этапе своей жизни сталкивается с этими трудностями...»
Столкновение с отсталостью является одним из важных катализаторов процесса достижения внутренней зрелости, открытии содержания счастью, переоценке ценностей, построению отношений. Принимая людей, развивая модели услуг, интеграционных по своей природе, разрушая и физические барьеры, и психологические стены, общество вполне может двигаться в направлении гуманизации, большей человечности, большей солидарности. Вопросы, которые ставит неполноценность перед отдельным человеком и перед всем обществом, общечеловеческие. Это вопросы достоинства, счастья, ценностей, взаимно ответственности и тому подобное. На эти вопросы ответ можно дать различными способами: можно попробовать изолировать инвалидов за пределы общества, как мы делали до недавнего времени и в значительной степени делаем теперь, но таким образом мы отвергаем, отбираем в себя частичку своей человечности. Другой ответ может быть интеграция, она ведет к человечным обществам, и к тому, что каждый из нас может быть полностью человеком...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)