Идеи гуманизации образования
В процессе демократизации общества широкое распространение получили идеи гуманизации образования. На смену государствоцентристской образовательной системе, в которой главная цель определялась как формирование личности по определенным стандартами и подчинение собственных интересов государственным, а основным признаком была жесткая регламентация учебного процесса, приходит так называемая детецентристская система образования, в которой доминирует ориентация на интересы ребенка, удовлетворение ее потребностей. Среди условий формирования этой системы следует выделить:
- обеспечение возможности выбора учебного заведения и учебной программы в соответствии с особенностями ребенка;
- осуществление стимулирования достижений детей в различных сферах деятельности;
- обеспечение их социально-педагогической защиты.
С развитием демократического общества, которое гарантирует право каждого гражданина на активное участие в жизни этого общества, приходит и новое понимание понятий «инвалид», «ребенок с психофизическими недостатками», «ребенок с нарушениями развития» и другие.
Сегодня все эти определения уступают новому – «дети, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития», которое касается как инвалидности в тяжелой форме, так и умеренных по степени нарушений психофизического развития.
Такой подход объясняется тем, что явление «недостаточности» или «инвалидности» предполагает потерю или дефицит физической и умственной способности. Но способность учиться зависит не от состояния отдельных органов или их физиологической функциональности, а, скорее, от психологической функциональности ребенка. Таким образом, акцент смещается от внутренних проблем ребенка в систему образования, которая придает ему поддержку в обучении, признает его потенциал и удовлетворяет все его индивидуальные потребности.
«Дети с особыми образовательными потребностями» – понятие, которое широко охватывает всех учащихся, чьи образовательные потребности выходят за пределы общепринятой нормы. Оно касается детей с нарушениями психофизического развития, в том числе детей-инвалидов, детей из социально уязвимых групп (например, воспитанников детских домов), другие.
По официальным данным департамента медицинской статистики Министерства здравоохранения в нашем государстве 135773 тыс. детей имеют нарушения психофизического развития. Это составляет 1% от общего количества детей страны.
Как свидетельствуют аналитические материалы, эти показатели значительно меньше среднемировых. В частности, по данным Европейской академии по изучению вопросов инвалидности показатель детской инвалидности (тяжелые детские патологии) в развитых странах колеблется в пределах 2,5% от общего количества детей. Кроме этого, еще около 8% детей имеют психофизические нарушения, вызванные нарушениями слуха, коммуникации, интеллекта, поведения и т.
В то же время, данные психолого-медико-педагогических консультаций свидетельствуют, что детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития более 1 млн. Это составляет 6,2% от общего количества детей в стране. Такие статистические данные значительно отличаются от показателей официальной медицинской статистики, соответствуют среднемировым показателям и имеют объективный характер, поскольку собраны оперативными службами, оказывающими помощь на местах.
Развитие и функционирование системы специального образования в государстве, всегда считалось проявлением заботы о детях с особыми образовательными потребностями. Однако, в большинстве развитых стран мира такое видение системы образования детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, начало постепенно меняться. Знания о потребностях таких детей, педагогический опыт работы с ними, оборудованные помещения и до сих пор имеют большое значение, однако, сегрегация учеников сейчас рассматривается как неприемлемая и такая, что нарушает право ребенка на образование.
Общее видение этого вопроса заключается в том, что подавляющее большинство детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, должно иметь возможность учиться вместе со своими сверстниками в обычных условиях. Одним из результатов такого подхода считается создание единой образовательной системы, которая будет охватывать учащихся различных категорий.
Образование детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, основывается на принципах взвешенной педагогики, действенность которых неоднократно подтверждалась и использование которых приносило пользу всем детям. Эти принципы предполагают, что различия между людьми являются естественным явлением и обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не «подгонять» под устоявшиеся взгляды по организации и характеру учебного процесса.
Взвешенная педагогика, ориентирована на нужды детей и может помочь избежать бесцельных расходов ресурсов и крушения надежд, к чему слишком часто приводит низкий уровень обучения и шаблонность устоявшихся подходов в образовании. Кроме этого, школы, которые уделяют внимание детям, нуждающимся в коррекции физического и (или) умственного развития, являются тренировочной площадкой для общества, ориентированного на удовлетворение потребностей всех своих граждан.
Опыт многих стран свидетельствует, что интеграция детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, лучше происходит в школах, которые принимают на обучение всех детей определенного района без каких-либо ограничений. Именно в таких условиях дети, нуждающиеся в коррекции физического и (или) умственного развития, могут достичь высоких результатов в образовании и социальной интеграции.
Одной из форм обучения детей с особыми образовательными потребностями является новая, но признанная во многих странах мира инклюзивная форма образования, которая обеспечивает безусловное право каждого ребенка учиться в общеобразовательном учреждении по месту жительства с обеспечением всех необходимых для этого условий. В России модель инклюзивного образования начала приобретать значение преимущественно по инициативе общественных организаций
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)