Сотрудничество специалистов в инклюзивном учебном заведении
В контексте проблемы сотрудничества специалистов в инклюзивном учебном заведении целесообразно акцентировать внимание на следующих моментах:
- сотрудничество помощника учителя, специалистов, работающих с ребенком, и родителей; помощник учителя находится рядом с учеником на уроках, внеклассных мероприятиях, сопровождает его на дополнительные и развивающие занятия, наблюдает в процессе такого занятия (при необходимости) и т.д., имеет возможность контактировать со специалистами, обсуждать важные вопросы. Помощник учителя выслушивает советы специалистов, предоставляет информацию о ребенке, постоянно общается с родителями учеников, привлекает их к планированию работы и реализации программ;
- сотрудничество помощника учителя и учителя; согласование в работе помощника учителя и учителя – важное условие эффективности осуществленияо бразовательного процесса в инклюзивном заведении. Учитель руководит работой в классе, помощник учителя, принимая непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе, осуществляет сопровождение учащихся, имеющих трудности в усвоении учебного материала. Учитель и помощник вместе работают над планированием учебных занятий, обсуждают необходимые адаптации/модификации согласно индивидуального плана.
Зарубежные ученые подчеркивают такие особенности сотрудничества:«учителям нужно работать в дифференцированных командах вместе с ассистентами учителей и другими специалистами. Это значит, что учителя и ассистенты выполняют разные роли для достижения общей цели. Учителя не должны«переводить» всю ответственность за образование ребенка на ассистента. Также учителям не следует полностью брать на себя эту роль, и они должны быть уверены, что могут положиться на помощь ассистентов, когда это будет нужно. Это требует обсуждений на этапе планирования совместной работы ».
Так, в заребежных школах обязанности учителя и ассистента учителя распределяются следующим образом:
обязанности учителя и ассистента учителя в контексте урока;
обязанности учителя, совместные действия, обязанности ассистента учителя
- составлять планы уроков и проводить занятия;
- контролировать обучение учащихся и помогать им;
- предоставлять материалыа ссистенту учителя;
- обсуждать и прогнозировать ожидаемые результаты;
- обсуждать отдельные стратегии, методы, результаты;
- вносить необходимые изменения (адаптации/модификации, дополнение) к планам уроков;
- подробнее объяснять элементы урока тем ученикам, у которых возникают трудности;
- контролировать выполнение упражнений на закрепление;
- контролировать процесс, вести записи, предоставлять информацию учителю.
По опыту экспериментальных учебных заведений целесообразно внесение дополнительной колонки (раздела) в план урока – «адаптации/модификации для учащихся с особыми потребностями». Планируя урок, учитель вместе с ассистентом предусматривает необходимые изменения с учетом рекомендаций, содержащихся в ИУП учеников. Например, «выполнение задач с опорой на образец (с участием помощника учителя): правила написания букв, оформление письменных работ в тетради»; «выполнение задач по исправлению ошибок письма, аналогичных собственным»; задания на развитие навыков самоконтроля (проверь себя; проверь, правильно решены ли примеры и др.)». Соответственно помощник учителя готовит индивидуальные карточки, подбирает дидактические материалы, наглядности и использует их во время урока.
Таким образом, помощник учителя – член команды специалистов и родителей, который играет важную роль в образовании и социализации учащихся с особыми потребностями, обеспечивая личностно ориентированное направление учебно-воспитательного процесса.
Профессиональное сотрудничество психолога и логопеда.
В учебных заведениях с инклюзивным обучением особая роль принадлежит психологам и логопедам, подчеркивается важность их сотрудничества.
По данным исследований и анализа педагогической практики количество детей с теми или иными нарушениями речи в общеобразовательных учебных заведениях постоянно увеличивается; помощи психолога также требует значительное количество учеников.
Должности логопеда и психолога предусмотрены в учебных заведениях с инклюзивным обучением. К типичным должностным обязанностям психолога и логопеда общеобразовательного учреждения в школах идетских садах с инклюзивным обучением вносятся дополнения (традиционно должностные обязанности обсуждаются и принимаются на общем собрании коллектива и вводятся в действие приказом руководителя учреждения).
Психолог и логопед входят в состав консультативно-педагогической группы, активно участвуют в решении всех вопросов образования и социализации учеников с особыми потребностями.
Опыт инклюзивных учебных заведений свидетельствует о важности сотрудничества таких специалистов. Так, в одной из экспериментальных школ психолог илогопед проводили свои занятия в общем кабинете. Они имели возможность наблюдать за учащимися во время занятий, обсуждать результаты наблюдений, планировать интегрированные занятия. Такой опыт был признан специалистами обоюдополезным.
Важно отметить, что основу организации исследований в области современной логопедии составляет психолингвистический подход, который предполагает определение степени сформированности тех функций и операций, которые обеспечивают успешное формирование речи ребенка. Работа по диагностике и исправлению речевых нарушений основывается на закономерностях протекания психических процессов ребенка. Таким образом, для логопеда, работающего в инклюзивном учебном заведении, важна такая информация психологического содержания:
- результаты психологической диагностики (оценки) учащихся;
- прогнозируемое содержание психолого-коррекционной работы с учащимися;
- промежуточные результаты работы психолога с учеником и тому подобное.
Для психолога может быть полезна предоставленная логопедом информация о деталях речевого развития, течения процесса преодоления недостатков, отношение ребенка к собственным особенностям речи, а также роли вербальной коммуникации в построении отношений со сверстниками и взрослыми.
Сотрудничество логопеда и психолога направлено на решение таких задач:
- оценки уровня психического и речевого развития ребенка и согласование полученных результатов;
- участие в составлении и реализации индивидуальных учебных планов учащихся с особыми потребностями (рекомендации, консультации педагогов в осуществлении учебно-воспитательного процесса), исходя из позиций общего видения проблем, возникающих в процессе овладения знаниями;
- планирование и проведение совместных индивидуальных и групповых занятий;
- проведение консультаций по вопросам психологических аспектов развития, обучения, воспитания учащихся, а также специфики логопедической работы с детьми с особыми потребностями для педагогов и родителей;
- разработка программ психологического образования педагогов учебного заведения (с элементами логопедической работы).
Положительный опыт заведений с инклюзивным обучением – создание кабинета психологической разгрузки с применением соответствующего оборудования, присутствие психолога и логопеда на уроках, привлечения специалистов к подготовке дидактических материалов и т.д.
Особенности сотрудничества психолого-медико-педагогической консультации в инклюзивной школе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)