Актуальность темы
- Сформировать у слушателей понимание роли «внутренней» деятельности организации (процессов) в вопросе жизнеспособности неправительственных организаций социального направления.
- Предоставить подробную информацию о природе рисков по категории «процессы» и дать возможность слушателям понять суть мер по уменьшению рисков по категории «процессы».
Задача для изучения темы:
Систематизировать знания по:
• пониманию понятия «Процессы» и основных составляющих «процессов» - управление, администрация, техническая поддержка, финансовые риски;
• определение основной (хозяйственной) деятельности.
Сформировать умения (навыки):
• обеспечения соблюдения основных правил работы организации в вопросах хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
• планирования мероприятий по повышению жизнеспособности организации (уменьшение рисков) категории.
«Процессы».
Перечень раздаточного материала к теме:
• таблица «форма отчетности для задания «мероприятия уменьшение рисков «процессы управления»;
• таблица «форма отчетности для задания «мероприятия уменьшение рисков «процессы: администрирование и техническая поддержка»;
• таблица «форма отчетности для задания «мероприятия уменьшение рисков «процессы: финансовые риски».
Терминологический словарь к теме:
Благотворительная деятельность - добровольная бескорыстная деятельность благотворительных организаций, не предвидят получения прибыли от этой деятельности.
Вклад - материалы, переданные в собственность организации или учреждения, плата, сделанная для нужд организации.
Представитель взноса - тот, кто вносит вклад.
Доход - сумма любых средств, стоимость материального и нематериального имущества.
Некоммерческий статус - такой, который не имеет целью получения прибыли. Это один из критериев, который используют для того, чтобы отделить благотворительную деятельность от коммерческой, дающий право на получение налоговых привилегий.
Налогообложение - порядок, связанный с определением объекта налогообложения, исчислением и уплатой (содержанием) налога с доходов физических лиц.
Основная (хозяйственная) деятельность - любая деятельность, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае если непосредственное участие в организации и какой-либо деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Процессы обеспечивают выполнение организацией своего основного назначения - предоставление услуг общественного характера, в частности социальных услуг.
Социальные услуги - комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы индивидов, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в помощи, с целью улучшения или восстановления их жизнедеятельности, социальной адаптации и возврату к полноценной жизни.
Субъекты, предоставляющие социальные услуги - государственные и коммунальные специализированные предприятия, учреждения и учреждения социального обслуживания, подчиненные центральным, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством, которые не имеют целью получения прибыли, физические лица.
Тема 4. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ:
Вид учебной деятельности/ Название/ Предлагаемое время (мин.)
Основная (хозяйственная) деятельность.
Мини лекция основная (хозяйственная) деятельность 10
Дискуссия основная (хозяйственная) деятельность 30
Общее время 40
4.2. Управление рисками «процессы управления»
Мини лекция природа риска «процессы управления» 10
Работа в группах мероприятия уменьшения рисков «процессы управления» 30
Общее время 40
4.1. Основная (хозяйственная) деятельность.
Метод обучения: мини лекция.
Материалы для обязательного изучения: теоретические материалы по теме.
Методы обучения: дискуссия.
Материалы: листы бумаги, фломастеры, флипчарт.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. Предложить участникам обсудить материалы мини лекции.
2. Зафиксировать на ватмане ключевые замечания участников, после чего подвести итоги.
4.2. Управление рисками «Процессы: управления».
Управление рисками «Процессы управления».
Метод обучения: мини лекция.
Материалы для обязательного изучения:
• слайд «природа риска. Процессы: управление»;
• слайд «меры уменьшения рисков «процессы: управления».
Меры для уменьшения рисков «Процессы управления».
Метод обучения: работа в группах.
Раздаточный материал: большие листы бумаги, маркеры, флипчарт.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. 3 группы (ориентировочно по 6-7 человек) должны:
• Обсудить и проанализировать «Меры уменьшения рисков «Процессы управления» созданной услуги, которую группы представляют (Форма отчетности).
• Выбрать докладчика для презентации.
• Представить наработанные материалы.
2. Просуммировать, предложить свой вариант «способы уменьшения рисков «процессы управления».
Вопросы для обсуждения. Результаты обсуждения.
Природа услуги / проекта связана с внутренне присущими рисками (Объемы, структура организации, персонал):
- Несоблюдение графика внедрения / модернизации услуги;
- Неэффективность работы персонала / услуг консультантов;
- Неспособность установить и поддерживать надлежащие связи и отчетность перед донорами;
- Неправильная или неполная отчетность дает искаженное представление о финансовом положении организации;
- Неполное или неточное отображение движения денежных потоков в финансовой или управленческой отчетности подрывает эффективное финансовое управление организацией.
4.3. Управление рисками «процессы: администрирование и поддержка»
Мини лекция природа риска.
Работа в группах мероприятия уменьшения рисков.
Общее время 40
4.4. Управление рисками «Процессы: финансовые риски»
Мини лекция природа риска «процессы: финансовые риски» 10
Работа в группах мероприятия уменьшения рисков «процессы: финансовые риски» 40
Общее время 50
Всего (тема 4 в целом): 170 минут
Форма отчетности для задачи:
4.4. Управление рисками «Процессы: финансовые риски».
Метод обучения: мини лекция.
Материалы для обязательного изучения:
• слайд «природа риска. Процессы: финансовые риски»;
• слайд «меры уменьшения рисков «Процессы: финансовые риски».
Меры для уменьшения рисков «Процессы: финансовые риски».
Метод обучения: работа в группах.
Раздаточный материал: большие листы бумаги, маркеры, флипчарт
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. 3 группы (ориентировочно по 6-7 человек) должны:
• обсудить и проанализировать «меры уменьшения рисков «процессы: финансовые риски»
для новой услуги, которую группы представляет (форма отчетности);
• выбрать докладчика для презентации;
• представить наработанные материалы.
2. Просуммировать, предложить свой вариант «способы уменьшения рисков «процессы: финансовые риски».
Вопросы для обсуждения. Результаты обсуждения.
Неправильная или неполная отчетность дает искаженное представление о финансовом состоянии проекта, перерасхода бюджета.
Неполное или неточное отображение движения денежных потоков в финансовой или управленческой отчетности подрывает эффективное финансовое управление проектом.
Полная или большая зависимость от донора. Возможно сокращение финансирования проекта.
4.3. Управление рисками «процессы: администрирование и техническая поддержка»
Метод обучения: мини лекция.
Материалы для обязательного изучения:
• слайд «Природа риска. Процессы: администрирования и техническая поддержка»;
• слайд «Меры уменьшения рисков «процессы: администрирования и поддержка».
Меры для уменьшения рисков «Процессы: администрирование и техническая поддержка».
Метод обучения: работа в группах.
Раздаточный материал: большие листы бумаги, маркеры, флипчарт.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. 3 группы (ориентировочно по 6-7 человек) должны:
• обсудить и проанализировать «Меры уменьшения рисков «процессы: администрирование и техническая поддержка»;
• выбрать докладчика для презентации;
• представить наработанные материалы.
2. Просуммировать, предложить свой вариант «способы уменьшения рисков «Процессы: администрирования и техническая поддержка».
Вопросы для обсуждения. Результаты обсуждения.
Нарушения в системе информационных технологий:
- потеря базы данных наносит сокрушительный вред проекту и лишает персонал возможности работать;
- слабая организационная структура приводит к неадекватному выполнению основных функций управления;
- чрезмерная бюрократизация приводит к переносу внимания по внедрению проекта на ведение отчетности.
Тема 3. Жизнеспособность: человеческие ресурсы
Форма отчетности для задачи:
Материалы к мини лекции «основная (хозяйственная) деятельность».
Понятие «Процессы» охватывает все то, что организация делает, как она функционирует. Процессы, обеспечивающие выполнение организацией своего основного назначения - предоставление услуг общественного характера, в частности социальных услуг. Для обеспечения процессов осуществляет основную / хозяйственную деятельность.
Хозяйственной деятельностью считается любая деятельность, направленная на получение дохода в обществе, материальной или нематериальной формах, в случае если непосредственное участие в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным.
К хозяйственной деятельности относится предоставление, в том числе продажа неприбыльной организации товаров (услуг), пропагандирующих принципы и идеи, для защиты которых она была создана. Эти товары или услуги должны быть тесно связаны с основной деятельностью неприбыльной организации. Виды деятельности должны быть четко перечислены в уставных документах организации.
В большинстве стран мира негосударственным неприбыльным организациям разрешено осуществлять экономическую деятельность, то есть, финансировать свою деятельность за счет собственных доходов от продажи товаров и услуг клиентам.
Так, по действующему законодательству получать доход могут только от членских взносов, благодетельных пожертвований и от деятельности созданных ими хозрасчетных учреждений. То есть, все остальные доходы рассматриваются государством как занятия подкормской деятельностью и могут привести к применению соответствующих санкций.
Поиск безвозвратной финансовой помощи доминирует в функциях менеджеров негосударственных организаций.
Поэтому большинство не имеют опыта хозяйственной деятельности, правил и процедур, распространенных в коммерческих секторах. Они пока мало известны и не понятны большинству.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)