Инклюзивное образование – как оно работает и как оно НЕ работает?
Планирование инклюзивного образования предполагает многообразие участников, и не ограничивается следующим:
- опекуны школы (избранные официальные лица);
- местная администрация (управление образования, директорат, начальство);
- учителя;
- родители;
- ученики.
Каждый из участников играет свою роль. В Канаде обычно опекуны школы (избранные официальные лица) и местная администрация (управление образования, директорат, начальство) несут согласно закону ответственность за выполнение политики в отношении:
- поддержки инклюзии;
- обеспечение физической доступности школы;
- поддержки учителя в учебном процессе, чтобы он был готов обучать учащихся с особыми потребностями.
Администрация школы отвечает за предоставление образования всем учащимся в школе, включая поддержку, связанную с инклюзией. Администрация, директор должны обеспечить понимание школьному персоналу своих обязанностей относительно учебы каждого ребенка.
Учителя несут ответственность за готовность классных комнат принять школьников и свою готовность обучать учащихся с различными учебными потребностями.
Важно обратить внимание на то, что поддержка ребенка с инвалидностью обычно предоставляется в классе, а не в специальной комнате. Впрочем, обучение/наставничество или лечение могут происходить и вне класса.
Администратор школы должен обеспечить наличие индивидуального образовательного плана для учащихся, которые нуждаются в таковом. Встречи по планированию проводятся регулярно, посещаются учителями, родителями, учениками, а также директором и другими специалистами. Например, когда ребенок слепой, можно ожидать окулиста вместе с другими членами команды. На встрече создаются планы вместе с учениками и их родителями. Планы охватывают цели в соответствии c потребностями школьников. Они могут быть учебными, физическими, познавательными, проворными, социальными, планами самопомощи или относиться к коммуникационным потребностям.
Для каждой цели определяется:
a) имя лица, ответственного за достижение цели,
b) ожидаемое время достижения цели,
c) необходимые ресурсы для того, чтобы ее достичь.
Родители несут ответственность за свое участие в планировании для своего ребенка. Ожидается, что при необходимости они будут принимать участие в разработке вместе с учителем, директором и другими лицами. Родители делятся информацией о жизни своего ребенка вне школы, рассказывают о мечтах и стремлении своих детей. Кроме этого, родители должны обеспечивать выполнение запланированных задач. Например, отвести ребенка к врачу, который предоставляет услуги в школе.
Сделав это, они должны отчитаться по этому вопросу.
Ожидается, что учащиеся будут принимать участие в планировании своего будущего; учащиеся с особыми потребностями – также. Этому будут способствовать повседневные мероприятия школьной и общественной жизни.
Детвора должна сказать, чем заполнять свое свободное время и какую работу
хотела бы выполнять в будущем. Много учеников, когда подрастают, посещают индивидуальные встречи по планированию образования, где высказывают собственные цели и мечты.
Ожидания от учеников с особыми потребностями – те же самые: выполнение своих обязательств. Скажем, если ученик осваивает шрифт Брайля, то он или она должны выполнить домашнее задание, относительно которого было достигнуто соглашение во время встречи.
В канадских школах школьный учитель контактирует со всеми учениками, а, например, логопед, психолог или социальный работник приходит только после того, как учитель заметит, что ребенок испытывает трудности во время выполнения заданий в классе. Поддержка специалиста ограничена. Следовательно, приоритет отдается учащимся, которые испытывают трудности, вместо широкого предложения обобщенных задач для всей когорты учеников. Специальная поддержка обычно предлагается по нормальной структуре и рутине, что существуют в среде классной комнаты. Это означает, что специалисты (логопеды, врачи, терапевты и физиологи) предоставляют консультации, наставления и рекомендации классному учителю. Задача, иногда частично, выполняется в классе для того, чтобы специалист мог наблюдать, как ребенок выполняет полученные инструкции.
Среди рекомендаций – обычно такие, что могут быть выполнены классным учителем в соответствии с инструкциями. Если специалист работает индивидуально с ребенком вне классной комнаты, существуют основания для того, скажем, чтобы провести медицинское обследование и краткосрочное лечение. Например, ученик работает над произношением тех или иных звуков. Он и его ассистент могут практиковать четкое произношение вместе с терапевтом вне класса. Это может быть короткая сессия, потом ребенок возвращается в комнату.
Бюджет составляется администрацией (управлением образования и директоратом) вместе с правлением (избранных официальных лиц). Школьная администрация должно привести бюджет в соответствие с потребностями всех детей в школе. В нем предусмотрено также финансирование специальной поддержки для учащихся с особыми потребностями. Деньги, которые поступают в школы, используются для образования всех детей. Решение относительно количества персонала и специализированной поддержки принимается местной администрацией и школой. Отчет о расходах подается ежегодно.
Некоторые потребности детей не имеют отношения к образованию или обучению. Удовлетворение этих потребностей может финансироваться другими министерствами.
Например, Министерство здравоохранения может помочь с оплатой услуг личного надзора, если ребенку необходимо удовлетворять в первую очередь медицинские потребности. Если ребенок требует присмотра после школы, когда родители на работе, то Министерство услуг для семьи может приобщиться к такому уходу.
Услуги определяются через критерии доступности, определенные соответствующими министерствами.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)