Особенности сотрудничества с коррекционным педагогом
Коррекционный педагог играет важную роль в организации учебного процесса в инклюзивном образовательном учреждении. И хотя вопрос привлечения коррекционных педагогов и других специалистов больше касается руководства учебного заведения, роль педагогов и ассистентов учителей в интеграции этих специалистов в учебный коллектив и развитие команды крайне важны. Для этого, прежде всего, есть необходимость ввести такой подход к принятию решений, когда их с самого начала производят с учетом специальной образовательной составляющей, а не «подгоняют» под нее после принятия решения. Чувство обособленности от коллектива, которое время от времени возникает у коррекционных педагогов, иногда также характерно для обычных педагогов, которые видят в этих коллегах отдельную группу.
В то же время, общего между педагогами гораздо больше, чем различий, и эту ключевую мысль необходимо донести до всех работников учебного заведения. Коррекционные педагоги преподают тот же учебный материал и поэтому могут посещать те же семинары и тренинги по повышению квалификации. Также они могут предоставить ценную помощь в форме наставничества и ресурсов другим педагогам, которые ищут новые методов работы с учащимися, которые испытывают трудности в обучении, и, возможно, среди них есть ученики с невыявленным специфическим нарушением здоровья.
Ориентация на инклюзивное обучение требует от педагогов готовности применять свою педагогическую практику в различных стилях обучения, адаптировать и модифицировать соответствующие аспекты учебного процесса, часто даже в диагностической оценке ученика и установлении его права на получение специальных образовательных услуг.
Совместное преподавание в инклюзивных классах
Предоставление информации осуществляется несколькими способами:
- Обучение и подготовка других членов команды. Профессионализм людей является основной причиной, почему их берут на работу, - именно таким образом создаются их репутация и профессиональная карьера. Иначе говоря, для сохранения здоровья нужна медсестра, для образования - специалист в образовании. Люди известны именно в качестве таковых, и это отличает их от других специалистов. Соответственно, делиться с другими тем, что составляет нашу ценность, - значит делать существенный вклад в работу команды. Поэтому роль таких членов команды очень ценится.
- Успешное завершение задачи является еще одной сильной стороной командного игрока. Они рассматривают задачи как обязанность и прикладывают все силы для их выполнения; рассматривают выполнение задач как возможности проявления себя в качестве положительных командных игроков.
- При возникновении конфликта такие члены команды обращаются за указаниями к лидеру - они не любят двусмысленных ситуаций и будут принимать приоритетное решение, если руководитель команды не даст соответствующие указания.
- Такие члены команды - это люди, к которым следует обращаться, когда особенно важны своевременность и качество выполнения задания. Они не подводят команду.
- Они делятся информацией как профессионалы. От такого человека не будут поступать отчеты, предоставляемые в последнюю минуту, написанные от руки на отдельных листах. Они приложат максимум усилий к тому, что делают. Они устанавливают высокие личные стандарты и используют для описания своих ожиданий такие слова, как качество, достижения и результаты. Они несут ответственность за свою работу и ожидают, что другие члены команды будут делать так же.
- Они ценят эффективность. Их раздражает зря потраченное время. Им нужен порядок дня для рабочих встреч. Прилагают особые усилия, чтобы минимизировать время, потраченное на заседание.
- команды, ориентированный на процесс. Является активным слушателем и помогает привлечению других членов команды, разрешению конфликтов, созданию неформальной атмосферы в группе. Человек, который умеет положительно общаться с другими, в частности:
- Считает, что для эффективности в команде должен быть определенный межличностный «клей».
- Эффективные команды нуждаются в таких аспектах процесса, как слушание, общение, неувязки, что способствует достижению целей.
- Атмосфера и культура команды особенно важны для успеха и влияют на творческое самовыражение и решение проблем. Коммуникаторы вносят свой вклад в создание позитивной атмосферы, помогая другим членам команды, больше узнать друг о друге и хорошо чувствовать себя в обществе друг друга.
- Особенно полезны при формировании команды или при смене команды. Зная больше о людях (о их навыках, возможностях, опыте), можно создать банк данных талантов команды.
- Способствуют развитию неформальной атмосферы. Инициируют поддержку дискуссий до и после встреч, прилагают усилия и дают комментарии для того, чтобы избежать напряжения и выравнивания ситуации.
- Используют юмор, такт и даже дипломатию для поощрения неформальности и уменьшения негативного влияния конфликтов.
- Моделируют хорошие навыки слушателя - задают уточняющие вопросы, перефразируют и записывают ответы. Умеют выслушивать полностью, не прерывая собеседника. Являются активными слушателями. Поощряют всех высказываться.
- Часто устанавливают обратную связь с другими членами команды.
- Излучают энтузиазм по поводу работы команды и достигнутого прогресса.
- Обычно являются оптимистами - поощряют членов команды находить время для достижения успехов.
- Играют важную роль в решении проблем путем достижения консенсуса.
- , кто несет вызовы
- команды, который подвергает сомнению цели, методы и даже этические вопросы работы команды. Готов к проявлению несогласия с лидером команды и поощряет команду к оправданному риску. Его ценят за открытость, а также за другие качества:
- Человек, который готов плыть против течения.
- Может показаться негативной силой в команде, поскольку часто выражает несогласие с доминирующими взглядами, а также с лидером команды.
- В то же время является эффективным оппонентом с добрыми намерениями.
- Если в команде царит норма «Если хочешь, чтобы все было хорошо, соглашайся с нами», такому члену команды работать будет непросто.
- Всегда задает вопрос о выполнении задач.
- Иногда ставит других членов команды в неудобное положение, хотя они также согласны, что такие вопросы следует обсуждать.
- Честный и откровенный - так описывают его другие люди.
- Настаивает на открытом обсуждении проблем членами команды.
- Чрезвычайно этический - требует от команды установления высоких этических норм.
- Побуждает команду к высокой творческой самоотдаче при решении проблем. Любит «мозговой штурм».
- Знает, когда надо остановиться и прекратить настаивать, а также когда надо работать над реализацией после достижения согласия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)