Коммуникация через поведение
- ученику необходимо безопасное место, где он или она может быть собой, познавать себя и делать важные шаги к собственной благополучной жизни. Каждый ребенок должен чувствовать, что его ценят, что к нему прислушиваются и беспокоятся о нем. Приобретая такую уверенность, он постепенно развивается, учится ответственности и любви к другим. Поэтому для педагогов одной из главных задач должно быть создание атмосферы психологического комфорта в классе, где с помощью сверстников и учителя ребенок может составить реалистичное представление о себе и своем окружении, ответственно и конструктивно с этим окружением взаимодействовать, формировать здоровое самоуважение.
- дети с особыми потребностями реагируют на определенные ситуации не так, как другие. Окружение же часто понимает их поведение неправильно, осуждают их, не выясняя причины. В свою очередь, такие сильные реакции могут негативно влиять на самооценку ребенка и усложнять процесс его инклюзии. Существует ряд базовых принципов понимания поведения, в частности, следующие.
- Большинство поведенческих реакций являются приобретенными, поэтому их можно менять.
- Поведение - это реакция индивида на его среду.
- Любое поведение всегда имеет определенную цель.
- Поведенческие трудности открывают новые возможности для обучения: с одной стороны, они дают нам возможность больше узнать о ребенке, а с другой - дают ребенку шанс научиться лучше ориентироваться в коллективе.
- Среда может подкреплять проблемное поведение.
- Поведение - это способ коммуникации.
- Навыки поведения, усвоенные на ранних этапах для решения разных жизненных ситуаций, позже могут оказаться непригодными.
- срыв ученика - результат его стресса, который подкрепляется реакциями окружающих людей. В ситуации стресса чувства ученика обостряются, своим поведением он пытается отгородиться от этих мучительных чувств. Взрослые и ровесники, как правило, воспринимают такое поведение как негативное и реагируют на него также негативно. Такая реакция со стороны окружающих вызывает у ученика дополнительный стресс. Этот процесс называется циклом конфликта, видение которого помогает практически разрешить кризисную ситуацию, установив обоюдную связь между чувствами ученика, его поведением и реакциями на это поведение со стороны других людей в его окружении. Цикл конфликта образуется из таких действий ученика и реакций на них. Если его не разорвать, то он непременно дойдет своего пика - психологического срыва.
- понимание причин проблемного поведения ребенка позволяет составлять и внедрять более эффективную программу для него. Если ученик демонстрирует поведение, которое некоторым трудно воспринимать, необходимо разработать план действий, учитывая причины таких поведенческих проявлений. При этом в основном, акцент в плане следует делать не на наказание, а на позитивные методы коррекции поведенческих проблем.
Ведущая роль в разработке планов коррекции проблемного поведения принадлежит администрации школьного округа и самой школе. Администрация округа определяет философские принципы, положения и методики, которые школа должна соблюдать и реализовывать при партнерском взаимодействии с работниками округа или при их консультативной поддержке. Необходимо ввести также методику составления таких планов, которая предполагает привлечение представителей общественности, родителей, персонала и учеников к процессу выработки надлежащих мер в ответ на проявления проблемного поведения. В каждом индивидуальном случае такое поведение служит средством выражения личных потребностей конкретного ребенка. Поэтому единого педагогического приема, одинаково эффективного для всех учеников, быть не может. Но благодаря слаженной командной работе школы, родителей, ресурсных педагогов, консультантов по поведенческой терапии и других специалистов, которые обеспечивают сопутствующие услуги, можно понять причины проблемного поведения и разработать стратегии успешных вмешательств с целью его коррекции.
Чтобы выяснить причины, которые, так или иначе, вызывают проблемное поведение, необходимо качественное оценивание.
Однако важно помнить: то, что мы наблюдаем, не всегда является стимулом проблемного поведения. Например, если, получив карточку с заданием, ученик демонстрирует плохое поведение, то причина поведения не всегда заключается в самой карточке. Возможно, такое поведенческое проявление обусловлено тем, что ученик не знает, как решать задачи, и боится поражения или насмешки. В такой ситуации следует проанализировать проблемное поведение с разных позиций, и чем больше аспектов вы учтете, тем лучше. Для определения причин нежелательного поведения полезно подумать над такими вопросами.
- Связано ли проблемное поведение с дефицитом навыков?
- Возможно, ученик владеет необходимыми навыками, однако по той или иной причине не желает или не осознает необходимости модифицировать свое поведение? (Например, когда ребенок учится вести себя определенным образом на уроках у одного учителя, но ему сложно перенести это поведение на другие ситуации).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)