Развитие навыков эффективного сотрудничества
Сотрудничать можно научиться. Некоторым умение сотрудничества дается легко, другим приходится прилагать значительные усилия. Однако каждый человек способен эффективно сотрудничать при наличии желания с его стороны, соответствующих возможностей и поддержки. Навыки, необходимые для продуктивного сотрудничества, условно разделяют на пять категорий. Работая над совершенствованием своих способностей в каждой из этих сфер, вы сможете улучшить свою общую способность эффективно сотрудничать с остальными людьми. К этим категориям относятся:
- умение проводить конструктивные встречи;
- обмениваться информацией и навыками;
- анализировать и решать проблемы;
- принимать решения путем консенсуса;
- применять технологии решения конфликтов.
Чтобы проводить эффективные встречи, нужно определить время и место; пригласить всех участников, привлеченных в процесс образования вашего ребенка; заранее подготовиться к обсуждению, не отвлекаться от предмета разговора, обеспечивать систематическую работу участников во время встречи и завершить ее, когда все вопросы решены.
Во время встречи важно предоставлять информацию в точной и сжатой форме. Все участники должны следить за тем, чтобы она была понятной для каждого. Когда какая-то деталь вызывает у вас сомнения, попросите уточнить. Необходимо заранее планировать, продумать тему обсуждения и способы предоставления информации (в письменной форме, через личное общение и т.п.).
Технология решения проблем в сотрудничестве состоит из пяти шагов.
- Определите проблему.
Для того чтобы должным образом решить поднятую проблему, все участники должны соглашаться, что она актуальна. В случае разногласий по поводу серьезности проблемы, возможно, следует пересмотреть саму проблему или пригласить на встречу представителей другого звена школьного персонала.
- Определите причины.
- Предложите и рассмотрите несколько способов решения проблемы. При обсуждении разных мероприятий, направленных на решение проблемы, может оказаться, что их реализация требует определенных изменений. Вероятно, одним из самых больших препятствий на этом этапе будет неприятие этих изменений некоторыми членами команды.
- Выберите нужные стратегии, реализуйте их. Старайтесь достичь консенсуса в процессе согласования тех или иных мероприятий.
- Контролируйте результат. Оценивайте эффективность принятых решений в процессе их реализации.
Командное сотрудничество
Подобно процессу составления эффективного индивидуального учебного плана, при решении проблем члены команды также работают вместе и несут общую ответственность за их решение. Двое или больше людей по разным профессиональным дисциплинам при встречах ищут способы урегулирования сложных ситуаций и разрабатывают план действий. Для успеха такой работы большое значение имеет сотрудничество, четкая коммуникация, совместное принятие решений и консенсус. В командном взаимодействии, которое является обязательной составляющей планирования и обеспечения образования, ученикам с особыми потребностями рекомендуется сочетать интегрированный и междисциплинарный подходы к реализации учебного процесса.
Интегрированный подход к обучению предусматривает развитие функциональной, моторной, коммуникативной, социальной компетентности и других навыков в процессе природных видов деятельности, которые организуются в соответствии с обычным распорядком дня в школе или в сообществе.
Междисциплинарный подход к организации учебного процесса означает, что члены команды по разным профессиональным дисциплинам делятся своими знаниями и навыками (например, трудотерапевт консультирует учителя).
Результатом такого взаимодействия является программа, которую поддерживают все члены команды. Они помогают друг другу воплощать интегрированный подход к обучению ребенка.
Также очень полезным будет согласовать общий набор базовых принципов, и соблюдать их в процессе планирования и принятия решений.
К примеру:
- все ученики способны учиться при условии предоставления им надлежащей поддержки и достаточных возможностей;
- задачи учебной команды заключаются в том, чтобы помогать ученикам в достижении желаемых образовательных результатов;
- каждый член команды должен делать свой положительный вклад;
- члены команды по разным профессиональным дисциплинам свободно обмениваются знаниями и опытом;
- команда работает в гибком режиме и всегда открыта для инноваций и изменений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)