Отстаивание интересов и спор с авторитетным лицом
- отстаивании интересов всегда существует достаточно реальная перспектива противостояния с авторитетным лицом, что для многих является серьезным испытанием. Такая вероятность может вызывать чувство тревоги, страха, опасности и другие эмоции в зависимости от характера личности. Иногда защитник интересов, сознательно или не совсем сознательно избегает ситуаций, в которых так или иначе заложена возможность конфликта с авторитетными представителями системы. Это можно наблюдать довольно часто, однако для эффективного защитника интересов она нежелательна. Потому, в конце концов, такое поведение приводит к тому, что интересы и потребности тех, кого защищают, удовлетворяются в неполной мере. Поэтому, принимая во внимание эти потенциально значительные последствия, необходимо помогать защитникам интересов в уверенном выполнении этой роли и тем самым увеличивать их шансы на достижение успеха.
- , чтобы лучше помогать своему ребенку, родителям сначала придется избавиться от собственных страхов и ощущения дискомфорта во время разговора с учителем, представителем школьной администрации и тому подобное. Если вы считаете, что можете потерять самообладание в подобной ситуации, что, безусловно, помешает продуктивному сотрудничеству со школьной командой, попросите другого защитника интересов, который прошел соответствующую подготовку, или своего друга поработать с вами. Иногда полезно обратиться к третьей стороне, чтобы совместно обсудить новые идеи и озабоченность. Это поможет составить четкое представление о проблеме, с которой вы столкнулись, определить желаемый способ ее решения.
- чем взяться решать проблемный вопрос, необходимо хорошо подумать. Полезно учитывать следующие рекомендации.
- все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, обязательно потребует от вас определенных шагов для их решения в официальном порядке. Вам нужно научиться выбирать свои действия так же, как в воспитании своего ребенка, когда вы приучаете его к дисциплине и помогаете выбирать надлежащие модели поведения. Сравните потенциальный вред и потенциальные преимущества сохранения статуса «кво», а потом подумайте, стоит ли вмешаться и потребовать изменения обстоятельств.
- вы решили применять меры для того, чтобы решить проблемную ситуацию, в частности прибегнуть к определенной формализованной процедуре урегулирования споров, то нужно определить, какой вид отстаивания интересов для вас является оптимальным. Существует четыре основных варианта такой деятельности. Они похожи по своей сути, а главное отличие между ними заключается в том, кто именно выступает в роли защитника интересов. Взвесьте свои навыки, сильные стороны и имеющееся время и подумайте, какой вариант подходит вам лучше всего.
- Ученическое отстаивание интересов возможно тогда, когда сам ученик будет говорить от своего имени.
- Естественное отстаивание интересов характеризует ситуацию, когда родители выступают от имени своего ребенка.
- Индивидуальное отстаивание интересов применяется тогда, когда родители обращаются за помощью к другу, члену семьи или специально подготовленному активисту-правозащитнику в области инвалидности.
- Системное отстаивание интересов наблюдается тогда, когда лицо или группа действует от имени других людей, которых она представляет.
- помнить, что перед тем, как подать жалобу, защитник интересов всегда должен наметить план, как решать проблемную ситуацию. Такой план должен вести к положительному результату, который, с одной стороны, будет полезным для ребенка, а с другой - не наносить ущерб ни одной другой стороне, которой такая жалоба касается.
Как начать отстаивать интересы своего ребенка?
Когда вы отстаиваете интересы своего ребенка или приглашаете другое лицо выступить в этой роли от вашего имени, следует иметь в виду две вещи:
- во-первых, ваша цель - отстаивать мнение, что школа предоставляет вашему ребенку «надлежащее образование»;
- во-вторых, сформировать и поддерживать здоровые рабочие отношения со школой.
Убеждения, ожидания и отношения
Как родители, вы, прежде всего, должны твердо верить в то, что: «Мой ребенок заслуживает такого же достойного образования, как и любой другой». Чтобы получить такие справедливые возможности для обучения, ваш ребенок может потребовать вложения дополнительной поддержки и ресурсов. Важно видеть в нем человека, который развивается и является способным. Так для вас конечная цель инклюзивного обучения состоит в том, чтобы ваш ребенок научился жить максимально независимой жизнью в инклюзивном обществе. Чтобы помочь своему ребенку стать способной и дееспособной личностью, старайтесь привлекать его к принятию решений и осуществлению выбора. В старшем возрасте поощряйте его к активному участию в планировании обучения и определении задач.
Каждый из нас имеет свой опыт школьного обучения, что определяет характер наших нынешних взглядов на школу. Поэтому, родителям необходимо разобраться со своим собственным отношением к школе, с тем, какие чувства она вызывает, чтобы это не препятствовало в отстаивании интересов ребенка. Возможно, для вас будет целесообразным заручиться поддержкой союзника и попросить вместе с вами посетить заседание в школе. Возможно, вам нужно поделиться своим беспокойством со школьной командой или предложить другое место для проведения заседаний, где бы вы чувствовали себя комфортнее (например, не в классе, а в школьной библиотеке).
Второе ваше фундаментальное убеждение должно заключаться в том, что вы - лучший защитник интересов своего ребенка. Некоторые работники учебного заведения, которых вы постепенно будете встречать, станут вашими важными союзниками в разные периоды обучения вашего ребенка. Однако вы будете рядом с ним на протяжении всего школьного пути. Налаживая тесные контакты со школой и ее персоналом, вы сможете быть в курсе текущих действий в учебном заведении и определять потенциальных союзников, когда необходимо обсудить интересы вашего ребенка.
Родителям необходимо подумать над распространением своей роли защитника интересов ребенка и привлекаться к сотрудничеству со школой по следующим направлениям:
- оказание помощи в проведении внеклассных мероприятий;
- волонтерская работа в школе или классе;
- помощь в организации специальных событий;
- привлечение к работе родительского комитета при школе;
- выдвижение своей кандидатуры на выборах в правление школьного округа.
Как решать проблемы?
Анализируя проблему, которая привела к спору, полезно выяснить свою позицию и интересы, а также позицию и интересы школы. В спорах можно держаться за свои заявленные позиции, что создает сценарий «поражения или победы». В свою очередь, стоит обратить внимание на интересы, лежащие в основе этих позиций. При таком подходе оказывается, что спорную ситуацию можно решать по другому сценарию, в котором выигрывают обе стороны и реализуются интересы родителей и школы.
Позиция - это высказанное вами заявление о том, что вы хотите или должны иметь. Она может выражаться в форме требования, предложения или желаемого курса действий.
Интерес - это мотивация или причина, которая лежит в основе позиции и объясняет, чем продиктовано заявленное вами желание. Интерес может указывать на необходимость, стремление или беспокойство.
Существует ряд стратегий для достижения изменений и урегулирования споров.
- Сотрудничество, ориентированное на решение проблемы, означает, что люди совместно ищут пути для решения определенной проблемной ситуации. В этом процессе есть необходимость принимать во внимание потребности и ожидания каждого участника. Также в нем не предусмотрено привлечение третьей стороны.
- Переговоры, в ходе которых участники анализируют проблемные вопросы и пытаются найти «точки соприкосновения», чтобы на их основе успешно решить спорную ситуацию.
- Процедура примирения проводится с участием третьей стороны, которая помогает направлять процесс примирения. Обычно, это лицо встречается с каждой стороной отдельно и выполняет функцию мирового посредника.
- Медиация - технология урегулирования споров, применяется при добровольном согласии сторон и предусматривает привлечение посредника, кандидатуру которого согласовывают обе стороны. В отличие от процедуры примирения, медиация имеет более формализованный характер.
- Третейский суд или вынесение решения также предусматривает привлечение третьей стороны, не заинтересованной в споре. В этом случае решение для разрешения проблемы принимает третья сторона.
Приведенные стратегии урегулирования спорных ситуаций отличаются тем, как стороны могут лично влиять на процесс принятия решения. Оптимальным вариантом здесь является решение проблем в сотрудничестве, тогда как при обращении в суд личный контроль сведен к минимуму.
Безусловно, оптимальный вариант решения любого проблемного вопроса - сотрудничество, которое позволяет его конструктивное обсуждение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)