Моббинг, как социально-педагогическая проблема в системе инклюзивного обучения
Проблема моббинга, как педагогическая, была очерчена еще в 60-80-х годах прошлого века в Швеции, затем в Германии, Польше и других странах Европы.
Моббинг - это явление, когда группа или часть ее членов систематически совершает нападения и совершает «травлю» одного из членов этой группы с целью ослабления его позиции в группе или даже вытеснение из нее.
По данным наблюдений, моббинг присутствует в большинстве ученических и студенческих коллективов. Причины появления моббинга можно разделить на:
- внешние (связанные с закономерностями существования коллектива);
- внутренние (обусловленные индивидуальными особенностями жертвы).
- частности, моббинг обусловлен распределением статусов в коллективе, отсутствием психологических механизмов защиты у жертвы, низким культурным и нравственным уровнем развития группы, отсутствием реально действующей правовой защиты. Особенностью типичной жертвы моббинга является, в большинстве случаев, отличие ее по внешним или внутренним признакам, от окружения. Ученики или студенты с особыми потребностями, которые выделяются на фоне коллектива, находятся в категории повышенного риска жертв моббинга. Этим обусловлена актуальность проблемы моббинга в системе инклюзивного обучения.
- работа с педагогическими работниками должна осуществляться в следующих видах деятельности:
- создавать условия для самообразовательной работы педагогов;
- помогать в организации различных форм методической работы;
- организовывать методическую помощь молодым преподавателям, воспитателям;
- помогать педагогам, которые занимаются научно-исследовательской и экспериментальной работой;
- пропагандировать перспективный педагогический опыт учебно-воспитательной работы.
- также формировать банк данных педагогических находок, опыта использования образовательных технологий для внедрения в практику деятельности учреждения.
Организация сопровождения самостоятельной работы студентов с ограниченными физическими возможностями
Традиционные технологии обучения (содержание, формы, методы) не способны в полной мере решить задачу включения молодежи с ограниченными физическими возможностями в активную самостоятельную работу. Массовая школа учит детей с проблемами здоровья, прежде всего, запоминать сведения и действия, накапливать фактический материал, вместо того, чтобы учить самостоятельно и целенаправленно овладевать необходимыми знаниями, навыками и умениями.
Самостоятельная работа студента - это специфический вид деятельности обучения, главной целью которого является формирование самостоятельности субъекта, то есть способности организовывать и реализовать свою деятельность без постороннего руководства и помощи.
Самостоятельность в получении знаний предполагает овладение сложными умениями и навыками видеть содержание и цели работы, организовывать собственное самообразование, уметь по-новому подходить к решаемым вопросам, познавательную и умственную активность. Опыт доказывает, что далеко не все студенты с ограниченными физическими возможностями проявляют необходимые знания и умения, сознание и волю, крайне необходимые для организации собственной самостоятельной работы.
Задача педагогов научить студентов с ограниченными физическими возможностями учиться самостоятельно, или, по-другому, сформировать или развить их умения самостоятельного осуществления учебной деятельности, развить способности студентов к активному познанию.
В структуре самостоятельной работы как вида деятельности, ученые выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: мотив деятельности, ее цель, способы осуществления, внешние условия. Самостоятельная работа студентов может осуществляться только при наличии всех указанных компонентов, которые следует не просто учитывать, а четко задавать каждый из них, обеспечивая их содержание и максимально возможный уровень развития.
Сознательное желание работать самостоятельно возникает у студентов только в том случае, когда они уже имеют опорные знания для формирования новых понятий и умений.
Следует подчеркнуть значение поэтапного формирования приемов выполнения самостоятельных действий, постепенного их осложнения. Очень важно в процессе развития способности к самостоятельной работе сначала создать предпосылки, фундамент для каждого из следующих шагов. Систематическая тренировка уже приобретенных навыков будет способствовать их закреплению и совершенствованию, предоставит возможность развития на их основе более сложных умений.
Преподаватель должен постоянно стимулировать деятельность студента с ограниченными возможностями здоровья, выдвигая новые задачи, раскрывая перспективы интеллектуального развития, оценивая работу и поощряя к ней при получении положительных результатов учебной деятельности.
Соблюдение соответствующих правил организации самостоятельной работы студентов с инвалидностью в высших учебных заведениях позволит сформировать у них умения и навыки рациональной собственной деятельности, развить познавательные способности студентов, повысит уровень их творческой, научной, профессиональной активности. Педагогическая практика показывает, что чем больше студенты с ограниченными физическими возможностями работают самостоятельно, тем выше результаты их обучения, тем лучше они проявляют себя в самостоятельной практической деятельности, тем эффективнее происходит их интеграция в окружающую общественную среду.
Развитие системы инклюзивного образования
Наряду с семьей, школа - важнейшее звено социализации. Она очень сильно влияет на повседневную жизнь и перспективы развития ребенка.
Учителю, который будет обучать ребенка с нарушением зрительной функции, необходимо хорошо знать его психологические особенности и варианты их проявлений в учебно-воспитательном процессе. Большое значение приобретает и подготовка ученического и родительского коллектива к пребыванию в классе ребенка с недостатками зрения. Детям следует объяснить, почему один из одноклассников будет носить очки (или сказать о других особенностях), настроить, чем они могут помочь своему однокласснику, сформировать положительное отношение к нему. Так же определенную подготовительную работу следует провести и с ребенком, имеющим проблемы со зрением. Он должен быть готов к преодолению трудностей, к сотрудничеству с другими на равноправных началах.
Психологический климат - это наличие либо отсутствие комплекса психологических условий, способствующих эффективной реализации совместной деятельности и развития личности. Реализуя определенный стиль руководства, то есть характерную, типичную для себя систему педагогических приемов и средств взаимодействия со школьниками, учитель влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе. При всей неповторимости стиля педагогической работы каждого конкретного педагога можно выделить и охарактеризовать наиболее распространенные стили педагогического руководства: авторитарный, ответственный и демократический. Как показывает практика, педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль руководства, в качестве главного стержня которого выступают взаимопонимание учителя и школьников.
В процессе подготовки ребенка к взрослой жизни школе отводятся следующие функции: обучение, формирование личности и адекватного социального поведения.
Возможно, сегодня воспитательный эффект обычной школы нередко сводится на нет из-за предвзятых или индифферентных межличностных отношений, существующих между педагогами и воспитанниками, которые имеют особые потребности. Поскольку некоторые педагоги убеждены, что подростки с нарушенным зрением самостоятельно ничего не могут сделать, они ставят школьников в ситуацию зависимости от них, исключают возможность равноправного сотрудничества. Предоставить детям самостоятельность они не спешат из-за опасений, как бы тем самым не навредить ребенку. Такие «благие» намерения приводят к негативным последствиям. Свобода подростков ограничивается различными запретами, наблюдением, контролем.
Выпадение подростка из школьной жизни, системы неформальных отношений с педагогами усиливает тенденции к автономии подростка. Из-за собственной уверенности, что подросток сам по себе ничего не стоит, учителя, как и некоторые родители, часто исключают возможность партнерского равноправного взаимодействия с ним.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)